Что нужно знать о «Призраках Исмаэля» Арно Деплешена
Юбилейный 70-й Каннский кинофестиваль открылся фильмом «Призраки Исмаэля» Арно Деплешена. В картине снялись главные звезды французского кино: Марион Котийяр, Шарлотта Генсбур, Луи Гаррель и Матье Амальрик. Тогда на фестивале в мае французская пресса положительно встретила работу своего режиссера, международная — с недоумением. Татьяна Розенштайн разбирается почему.
Заочное знакомство с «Призраками Исмаэля» особых неожиданностей не предвещало. Дипломат Иван странствует по всему миру, но совершенно его не понимает. С этим героем созвучен другой — режиссер Исмаэль. Он тоже путешествует, только по своей собственной жизни, не имея никакого представления, что в ней происходит.
Первые кадры, в которых эскизно обрисованы политические деятели, обсуждающие пропажу дипломата, стали ложным намеком на политический триллер. На ум пришли последние президентские выборы во Франции, а с ними и вопрос: «Неужели режиссер предсказывает будущее страны и оно темно от призраков?» Однако вскоре, после небольшого вступления о дипломате Иване (напоминает князя Мышкина из «Идиота» Достоевского), режиссер фокусируется на герое Матье Амальрика. Его Исмаэль работает над фильмом об Иване, а заодно переживает свой личный кризис: у героя едва завязалось новое знакомство с Сильвией (Шарлотта Генсбур), как вдруг неожиданно возвращается его любимая первая жена Карлотта (Марион Котийяр), пропавшая 21 год назад и давно объявленная погибшей. Получился типичный любовный треугольник по-французски.
Голливуд нас приучил к знакомой схеме: его герои преодолевают неудачи и уверенно идут к победе. Зрителю все подробно растолкуют и объяснят, как правильно смотреть на жизнь. При просмотре картины Деплешена ваши знания о жизни, а также личный опыт кажутся пустяками. Исмаэль побед не одерживает, разве что над женщинами. Да и они совсем незначительные: то спит с одной, то преследует другую. Кажется, что само понятие любви у него ассоциируется лишь с собственными нуждами в жанре «Я тебя люблю, потому что ты мне нужна». Женщины Исмаэля в исполнении Генсбур и Котийяр кажутся эмоционально потерянными. Они то готовы объединиться и поделить мужчину, то ненавидят друг друга и разбегаются.
Часть картины Арно Деплешена кажется сплошным фарсом. В ней режиссеров привязывают к койке, чтобы они не сбежали и досняли фильм, за журнальные статьи на неизвестные темы платят 100 000 евро, а родители общаются со своими детьми исключительно после лошадиной дозы успокоительного. Только клише о русских, пожалуй, осталось стандартным. Наши соотечественники по-прежнему любят сорить деньгами, злоупотреблять спиртным, а потом обниматься и веселиться от всей души.
В конце концов понимаешь, что Деплешен попросту увлекся коллажированием своих прежних фильмов (некоторые из них тоже с Амальриком в главной роли), а также автобиографических заметок, представив себя в образе Исмаэля, измученного призраками своего творчества. Если режиссерская доля на самом деле такая тяжелая, то нам, как и героям картины, без таблеток и подкрепляющих напитков ее вряд ли можно снести.