Как смотртеть «Французский вестник» Уэса Андерсона: 20 фильмов, которыми вдохновлялся режиссер
Сегодня в российский прокат выходит долгожданный фильм Уэса Андерсона - «Французский вестник. Приложение к газете "Либерти, Канзас Ивнинг Сан"». Премьера должна была состояться еще в декабре 2020 года, но из-за пандемии коронавируса была отложена практически на год. Сам Андерсон, представляя картину на Нью-Йоркском кинофестивале описал ее как «любовное письмо журналистам».
Действие картины разворачивается передовой редакции американской газеты в вымышленном французском городе XX века. После премьеры на Каннском кинофестивале критики назвали фильм «квинтесенцией творчества Андерсона», в которой все его авторские приемы представлены в своем высшем проявлении. Каст для фильма Уэс собрал более чем звездный: главные роли исполнили Фрэнсис МакДорманд, Билл Мюррей, Оуэн Уилсон, Тильда Суинтон, Леа Сейду, Тимоти Шаламе, Бенисио дель Торо и Эдриен Броуди и другие не менее знаменитые актеры.
Однако авторский стиль Уэса Андерсона не был изобретен с нуля. Режиссер собирал его по крупицам, вдохновляясь десятками картин классического кинематографа — работами Жан-Люка Годара, Жака Тати, Франсуа Трюффо, Альфреда Хичкока, Лукино Висконти и других именитых режиссеров прошлого столетия. Если вы хотите понять, откуда Уэс Андерсон черпал вдохновение для создания «Французского вестника», настоятельно рекомендуем ознакомиться хотя бы с частью картин из списка ниже.
«Золото Неаполя» (1954)
Режиссер: Витторио де Сика
В ролях: Софи Лорен, Тото, Сильвана Мангано
Черно-белая трагикомедия авторства классика итальянского кинематографа Витторио де Сика. Картина состоит из шести новелл, действие которых разворачивается в Неаполе — городе, где режиссер провел практически все свое детство. Среди юмористических и одновременно трогательных историй — история продавщицы пиццы (Софи Лорен), потерявшей обручальное кольцо; азартного игрока (Тото), которого регулярно обыгрывает в карты ребенок; свадьба проститутки по имени Тереза (Сильвана Мангано).
«Будю, спасённый из воды» (1932)
Режиссер: Жан Ренуар
В ролях: Мишель Симон, Шарли Гранваль
Пожалуй, одна из самых известных ролей Мишеля Симона — Будю, парижский бездомный, который, потеряв единственного друга в лице своей собаки, решает броситься в Сену. Из воды его вовремя вытаскивает зажиточный торговец Эдуар Лестенгуа и пускает ненадолго пожить в его доме. Будю быстро познает все тонкости мелкобуржуазного быта и вскоре начинает чувствовать себя в доме Лестенгуа, как рыба в воде. Картина — отличный образец классической французской комедии с элементами социальной сатиры.
«На дне» (1936)
Режиссер: Жан Ренуар
В ролях: Жан Габен, Сюзи Прим, Луи Жуве
Экранизация пьесы Максима Горького «На дне», сюжет которой хорошо знаком любому российскому зрителю. В фильме в целом сохраняется сюжет оригинального произведения, однако вводятся некоторые дополнительные линии. Показана история Барона до его появления в ночлежке: он аристократ, проигравший в карты казённые деньги и лишённый всего имущества за долги. Он познакомился с Пеплом, когда тот пытался ограбить его дом. В отличие от концовки пьесы, финал картины оптимистичен: Пепел и Наташа покидают ночлежку в надежде на светлое будущее. Ренуар смещает акценты: важная для Горького тема соотношения реальности и вымысла у него ослаблена, а мрачный тон пьесы сознательно смягчён.
«Они сделали меня беглецом» (1947)
Режиссер: Альберто Кавальканти
В ролях: Тревор Ховард, Салли Грей
Действие фильма происходит в лондонском Сохо, где стремительно растет уровень преступности после Второй мировой войны. Лондонские пабы, переулки и задние спальни превращаются в поэтические образы городского реализма. Тревор Ховард исполняет одну из своих лучших ролей — роль Клема, бывшего военнослужащего, которому после войны надоела его жизнь, и он ищет себя в незаконной торговля на черном рынке.
«Городские улицы» (1931)
Режиссер: Рубен Мамулян
В ролях: Гэри Купер, Сильвия Сидни, Пол Лукас
Фильм — экранизация произведения известного писателя Дэшила Хэмметта, он рассказывает о дочери гангстера Нэн, у которой начинается роман с бедным шоуменом из парка развлечений по имени Кид. Нэн хочет, чтобы Кид вступил в банду ради благосостояния их будущей семьи, но тот отказывается. Когда Нэн оказывается в тюрьме, её отчиму удаётся склонить Кида вступить в банду, чтобы заработать денег на её освобождение. Став гангстером, Кид вскоре вырастает до одного из главарей банды. Когда же Нэн выходит на свободу, он бросает преступную деятельность и скрывается вместе с ней в неизвестном направлении.
«Стреляйте в пианиста» (1960)
Режиссер: Франсуа Трюффо
В ролях: Серж Даври, Шарль Азнавур, Мари Дюбуа, Мишель Мерсье
Пытаясь забыть о трагедии, произошедшей с его женой, некогда известный пианист Эдуар Сароян работает в баре под именем Шарли Колера. Но его попытки скрыться от жизни безуспешны: Шарли влюбляется в официантку Лену. Комично робея при виде Лены, Шарли между тем с легкостью заводит интригу со своей соседкой-проституткой Клариссой.
«Белые ночи» (1957)
Режиссер: Лукино Висконти
В ролях: Мария Шелл, Марчелло Мастроянни, Жан Маре
Еще одна экранизация русской классической литературы — фильм снят по одноименному роману Федора Михайловича Достоевского. Висконти внёс существенные изменения в сюжет «Белых ночей». Помимо того, что место действие перенесено в итальянский город Ливорно и изменено имя главной героини, на первый план выходит несколько инфернальный пожилой возлюбленный главной героини, роль которого исполнил Жан Маре. Эффект белых ночей, природно невозможных для Италии, достигается благодаря выпавшему белому снегу, окрасившему чёрную итальянскую ночь и принесшему радость героям.
«Бальная записная книжка» (1937)
Режиссер: Жюльен Дювивье
В ролях: Мари Белль, Франсуаза Розе, Габриэль Фонтан, Луи Жуве
Вдова Кристина Сюржер живёт в одиночестве на берегу озера, чувствуя себя никому не нужной. Она решает отправиться на поиски бывших ухажёров времён её молодости, чьи имена были занесены в её бальную записную книжку, которую 16-летняя Кристина взяла на свой первый бал в 1919 году. Посетив их и выяснив обстоятельства их жизни и последующую судьбу, Кристина понимает, что все они уже забыли о своих прежних чувствах, идеалах, мечтах и планах. Вернувшись после этого своеобразного «путешествия в прошлое», разочарованная в своих кавалерах и идеализированных воспоминаниях своей юности Кристина пессимистично говорит своему другу Бремону: «Все они предали свою молодость». Бремон разыскивает адрес Жерара Дамбреваля — её кавалера, которого Кристина раньше предпочитала всем остальным. По совпадению, он 15 лет жил недалеко от неё на другом берегу озера, но недавно умер. Кристина знакомится с его сыном — Жаком, очень похожим на своего отца, после чего отводит юношу на его первый бал.
«Не тронь добычу» (1954)
Режиссер: Жак Беккер
В ролях: Жан Габен, Лино Вентура, Жанна Моро
Главные герои — немолодые уже приятели Макс и Ритон — совершили крупное ограбление в аэропорту Орли, украв 8 золотых слитков на 50 миллионов франков. Чтобы на огромную сумму денег не посягали другие преступники, друзья держали всё в секрете, пока Ритон не рассказал о своём участии в ограблении своей подружке Жози, а та, в свою очередь, не проболталась об этом своему ухажёру Анжело. Последний, желая заполучить деньги, похищает Ритона и требует от Макса отдать ему награбленное золото в обмен на друга.
«Китаянка» (1967)
Режиссер: Жан-Люк Годар
В ролях: Анна Вяземски, Жан-Пьер Лео, Жюльет Берто, Мишель Семеньяко
Разочаровавшись в своем образе жизни в пригороде, группа студентов из среднего класса во главе с Гийомом и Вероник создают небольшую маоистскую ячейку и планируют изменить мир любыми средствами. Изучив развитие коммунизма в Китае, студенты решают, что они должны использовать терроризм и насилие, чтобы разжечь свою собственную революцию.
«Набережная Орфевр» (1947)
Режиссер: Анри-Жорж Клузо
В ролях: Сюзи Делер, Бернар Блие, Луи Жове, Симон Ренан
Дженни Ламур поет в мюзик-холле в послевоенном Париже под фортепианный аккомпанемент своего мужа, Мориса Мартино. Когда Мартино замечает, что его жена флиртует с пожилым бизнесменом по имени Жорж Бриньон, он следует за ними в его дом с намерением убить его. В доме Бриньона находят убитым — но кем-то другим. Инспектор Антуан проводит расследование, в котором уличает Мартино, чье запланированное алиби не работает.
«Человек, который слишком много знал» (1956)
Режиссер: Альфред Хичкок
В ролях: Джеймс Стюарт, Дорис Дэй
В центре фильма — обычное американское семейство: доктор Бенджамин Маккенна, его жена Джо (известная в прошлом певица) и сын Хэнк. По дороге из Европы в США они заезжают на отдых в Марокко, где случайно знакомятся с загадочным французом Луи Бернаром и супружеской четой Дрейтонов из Англии. Во время прогулки по рыночной площади семейную идиллию прерывает появление араба, раненого в спину кинжалом. Супруги Маккенна узнают в нём переодетого Бернара. Он подбегает к доктору и перед смертью успевает шепнуть ему на ухо о том, что скоро в Лондоне будет совершено убийство крупной политической фигуры, а также сообщает некие имя и фамилию.
«Мужское — женское» (1966)
Режиссер: Жан-Люк Годар
В ролях: Жан-Пьер Лео, Марлен Жобер, Шанталь Гойя, Мишель Дебор
Поль — только что отслуживший в армии молодой человек, пытающийся устроиться в жизни. Он встречает девушку по имени Мадлен, работающую в журнале мод, и её знакомый помогает ему устроиться туда. Тем временем Мадлен начинает строить карьеру поп-звезды. Они начинают встречаться, но подруги Мадлен ревнуют её к Полю и её успеху. Фильм состоит из диалогов героев, в которые вклиниваются гротескные сцены насилия и странно ведущих себя людей. Сцены общения перемежаются нарезкой кадров жизни Парижа, работы и отдыха героев, на которые накладываются монологи героев.
«Мой дядюшка» (1958)
Режиссер: Жак Тати
В ролях: Жак Тати, Жан-Пьер Золя, Адриен Серванти, Ален Бекур
В фильме рассказывается о неуклюжем, но в то же время очаровательном месье Юло и его попытках адаптироваться в послевоенной Франции увлеченной современной архитектурой, механической эффективностью и потреблением. Как и в большинстве фильмов Тати, «Мой Дядюшка» — это в основном визуальная комедия; цвет и освещение используются, чтобы помочь рассказать историю. Диалог там едва слышен и в значительной степени подчинён роли звукового эффекта.
«Время развлечений» (1967)
Режиссер: Жак Тати
В ролях: Жак Тати, Барбара Деннек, Жаклин Леконт
Великолепно поставленные, почти бессловесные комедии Жака Тати о неразберихе в век высоких технологий достигли своего апофеоза в фильме «Время развлечений». В картине, съемки которой длились практически три года, Тати снова перенес старомодного месье Юло, вместе с множеством других потерянных душ, в озадачивающий современный мир, на этот раз Париж.
«Сладкий запах успеха» (1957)
Режиссер: Александр Маккендрик
В ролях: Берт Ланкастер, Тони Кёртис
Чёрно-белый фильм в стиле нуар о теневых сторонах популярной журналистики, снятый зимой 1956-57 годов в центре Манхэттена британским режиссёром А. Маккендриком. Картина считается одним из самых едких в своём сарказме произведений классического Голливуда.
«Золотая каска» (1952)
Режиссер: Жак Беккер
В ролях: Симона Синьоре, Серж Реджани, Клод Дофен
Банда во главе с Феликсом Лека, орудующая в квартале Бельвиль, отправляется в данс-холл в Жуанвиль на берега Марны. Местная проститутка Мари, прозванная за свои блестящие волосы «Золотая каска», ссорится со своим нынешним дружком Роланом. В данс-холле появляется Раймон со своим другом детства Жоржем Манда, членом банды, который исправился и работает плотником. Опасная, разрушительная страсть между Мари и Жоржем вспыхивает на фоне соперничества и зависти в банде.
«Его девушка Пятница» (1940)
Режиссер: Говард Хоукс
В ролях: Кэри Грант
Уолтер Бернс — главный редактор газеты The Morning Post, Хильди Джонсон — его бывшая жена и лучший репортер. Она приходит сообщить Уолтеру, что выходит замуж и покидает газету. Циник, тот всё ещё любит Хильди, и не хочет терять лучшего сотрудника, поэтому даёт ей последнее задание — взять интервью у приговоренного к смерти Эрла Уильямса. Это будет её лучший репортаж, вершина карьеры.
«Истина» (1960)
Режиссер: Анри-Жорж Клузо
В ролях: Брижит Бардо, Сами Фрей, Поль Мёрисс
Беспокойная красавица Доминик Марсо приехала в богемный Париж, чтобы спастись от удушья провинциальной жизни, но оказалась в зале суда, обвиненная в ужасном преступлении: убийстве своего любовника. Пока начинается судебный процесс и адвокаты спорято судьбе Доминик, повествование углубляется в ее прошлое. Картина - тонкий портрет импульсивной молодой женщины, которую не понимают окружающие.
«Жить своей жизнью» (1962)
Режиссер: Жан-Люк Годар
В ролях: Анна Карина, Сади Реббо
Фильм из двенадцати эпизодов повествует о молодой женщине Нане. Она хочет быть независимой, свободной, жить своей жизнью, однако сталкивается с банальными материальными трудностями. Свобода оказывается лишь иллюзией: чтобы выжить, ей приходится продавать себя. Нана становится проституткой, и ее жизнь меняется навсегда.
Источник: IndieWire.com