Женская анатомия, викторианские рукава и плащ-презерватив: из чего состоит стиль в фильме «Бедные-несчастные»

Костюмы, заслужившие «Оскар»
Yorgos Lanthimos/Searchlight Pictures
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самое важное культурное событие марта — безусловно, премия «Оскар». В этом году Киноакадемия вручала самые престижные награды мира кино уже в 96-й (!) раз. Если вы следили за результатами церемонии, то знаете, что одним из триумфаторов на сей раз стал фильм «Бедные-несчастные». Лент Йоргоса Лантимоса об утопленнице, которой судьба (и безумный ученый) дала редкий шанс начать все заново, забрала четыре награды из 11 номинаций. И подарила нам бесценный фэшн-мем: поднимаясь на сцену театра Dolby за заветной статуэткой за лучшую женскую роль, Эмма Стоун продемонстрировала миру лопнувшую молнию на ее платье Louis Vuitton. Будем считать, что это случилось на удачу. Потому что помимо всего прочего высшей оценки академиков удостоилась еще и работа художницы по костюмам Холли Уэддингтон, которая тоже ушла домой с наградой. Рассказываем, чем же так замечательны костюмы, которые она создала для ленты — и из чего состоит фантастический образ девушки-Франкенштейна Беллы Бакстер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Женщина-ребенок

Yorgos Lanthimos/Searchlight Pictures
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главная героиня по имени Белла Бакстер — своего рода постмодернистская реинкарнация Франкенштейна. По сюжету романа Аласдера Грея, который лег в основу сценария фильма, ее тело находит в реке эксцентричный ученый Годвин Бакстер, который решает сделать из нее свою идеальную спутницу. Для этого ему предстоит оживить утопленницу, пересадив ей мозг ее же нерожденного ребенка. Это обстоятельство сразу же определяет характер героини. Внешне она молодая женщина, но с мозгом ребенка. А значит, воспринимает все происходящее вокруг нее с детской непосредственностью. Ей предстоит заново открыть для себя мир — и сделать это быстрее обычного человека. Эта черта героини натолкнула художницу по костюмам на несколько важных конструктивных решений. Работая над гардеробом Беллы, Уэддингтон вдохновлялась... собственными детьми. «Мы развивали идею, что Белла не может быть одета так, как надо. Я наблюдала за своими детьми. Так всегда происходит: ты одеваешь их, но они очень быстро избавляются от одежды. Даже если вы приходите на свадьбу, они в какой-то момент оказываются без штанов. Поэтому в образах Беллы в начале фильма всегда чего-то не хватает. Как правило, она одета лишь сверху. Идея в том, что она как бы сняла юбку — и это выглядит странно», — говорит Уэддингтон в интервью журналу People. В то же время, образы героини не должны были быть слишком детскими: о том, что на самом деле она ребенок, известно только близкому окружению. Поэтому для ее нарядов выбирались «взрослые» силуэты и дорогие ткани, а одевала ее в первых сценах фильма гувернантка миссис Прим.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Современная Викториана

Yorgos Lanthimos/Searchlight Pictures
Yorgos Lanthimos/Searchlight Pictures
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Действие романа (и, соответственно, фильма) происходит в Викторианскую эпоху. Поэтому при создании костюмов важно было учитывать исторический контекст. При этом Йоргос Лантимос поставил перед Холли Уэддингтон задачу избегать прямых ассоциаций и буквальных цитат — но и не уходить в тотальную фантастику. «Он не хотел ни исторической драмы, ни научной фантастики, ни чего-то слишком модного», — отмечает художница по костюмам. Удержаться на этой тонкой грани ей удалось благодаря совмещению элементов викторианских силуэтов с современными тканями в неожиданных оттенках. Изучая костюм той эпохи, Йоргос Лантимос особенно отметил объемные рукава жиго: ему понравилось, что по форме они напоминают легкие. Именно их Уэддингтон взяла за основу большинства образов Беллы Бакстер — и от них она выстраивала большинство силуэтов. Именно рукава являются ключевым элементом свадебного платья, которое стало любимым образом самой Эммы Стоун. При его создании Уэддингтон изучала архивы Мадлен Вионне, в частности платье-улей, которое легендарный дизайнер создала в 30-х.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Yorgos Lanthimos/Searchlight Pictures

А вот от другой важной приметы эпохи — корсеты — она отказалась. Все потому что посл воскрешения героиня выбрала для чебя путь свободы и неповиновения, а корсет — это инструмент угнетения и контроля над женским телом. Увидеть его на Эмме Стоун можно только в первой сцене фильма, где ее героиня (на тот момент еще под именем Виктория) бросается в реку. Покончить с собой девушка решает из-за жестокого мужа — и корсет здесь выступает метафорой ограничения и насилия. К слову, это также единственная сцена, в которой героиня предстает в платье насыщенного и даже яркого синего оттенка. Все остальное экранное время она предстает перед зрителем преимущественно в пастельных тонах. И это тоже осознанный выбор: художница по костюмам преследовала задачу четко разграничить Викторию и Беллу — разных женщин в одном теле.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

(Анти)секс

Yorgos Lanthimos/Searchlight Pictures
Yorgos Lanthimos/Searchlight Pictures

Одна из самых важных (и вместе с тем спорных) сюжетных линий фильма связана с познанием Беллой собственной телесности. По мере взросления, героиня открывает для себя все прелести секса — и даже попадает из-за этого в публичный дом. Для этого периода ее жизни Холли Уэддингтон нашла вдохновение во всем, что связано с женской анатомией. «Я исследовала все, что связано с телом. Я использовала мягкую гамму розовых оттенков — и все стало выглядеть подобно женским гениталиям», — говорит художница в интервью The Hollywood Reporter. Так в картине появились блуза-вагина и блуза-клитор с прорезью и многочисленными оборками по центру. Вдобавок Холли придумала для героини еще и плащ-презерватив. В сцене прибытия в бордель Белла одета в латексный кейп желто-бежевого оттенка, иронично напоминающий огромных размеров средство контрацепции. При этом художница стремилась не создавать для Беллы сексуализированных образов. Она избегала очевидных отсылок к нижнему белью, использовала максимально «несексуальные» цвета (сама она называла их «оттенками гниющих яблок») и оставляла в образах элемент инфантильности. Как бы заставляя зрителя думать, что этот этап в жизни героини был не всерьез.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Yorgos Lanthimos/Searchlight Pictures

Пастельные цвета и двусмысленные силуэты-намеки исчезают из гардероба героини, когда она начинает карьеру в медицине. В этот момент она впервые за весь фильм переодевается в черный — как и подобает ее новой серьезной миссии. Холли хотела, чтобы героиня как бы слилась с мужчинами-студентами медицинской школы — и потому одела ее в той же цветовой гамме. Но оставила ей право на женственность вместе с возможностью демонстрировать ноги в удлиеннном жакете и укороченных сапогах на небольших каблуках.