«И теперь цель в жизни – сделать плов»: Александр Горчилин, ученик Кирилла Серебренникова, о своем режиссерском дебюте
Как ты стал режиссером?
Просто скачал себе на компьютер программу Final Cut и начал монтировать. Вот и стал. (Смеется.)
Думаю, не все так просто.
Ну я пробовал, на это обратил внимание Кирилл Серебренников и предложил делать ролики для театра – тизеры к спектаклям. Потом мы сняли документальный фильм «#комунарусижитьхорошо», с которым попали на фестиваль «Движение». Дальше был звонок от Сабины (Еремеевой, продюсера «Кислоты». – Прим. HB) – такой же дежурный, какой ты мне сделала с утра, – и вопрос: «Саш, не хочешь снять кино?»
Актерский опыт как-то помог на площадке или, наоборот, помешал?
И то и другое. Первая проблема: у актера до *** (бесконечно) огромное эго – и из-за этого весь материал ты проецируешь на себя. А надо думать не о том, как Саша Горчилин сыграл бы бабушку, дедушку и собачку, а о том, как бы их сыграли те, кого ты взял. Но есть и плюс: легче разбирать сцены. Кто из актеров «Кислоты»
стал для тебя открытием? Я удивился всем взрослым артистам: боялся, что они не пойдут со мной на контакт, а все случилось ровно наоборот. И я *** (пришел в восторг) от их игры. Наверное, первый раз в жизни увидел профессиональных актеров. (Смеется.) Там огонь: Роза Хайруллина, Саша Ребенок, Лена Морозова. Другая история – Арина Шевцова: она не актриса, а бывшая балерина, которая учится на юриста. Поэтому во время съемок я боялся за результат. Но уже после она стала моим открытием.
Начал ли ты лучше понимать режиссеров после того, как сам оказался в их кресле?
Да, и главное, что я понял, – большинство из них не в курсе, что в следующий момент будет происходить, если мы про кино, ведь в театре есть репетиции. У режиссера такая работа: до последнего делать вид, что все знаешь.
А сам ты всегда на грани того, чтобы остановить процесс и, как маленькая девочка, сесть, обняв коленочки, и заплакать.
Получается, дольше всех из роли не выходит режиссер?
Точно. Вообще, мы все всегда играем какие-то роли. Бандит – бандита, бизнесмен – бизнесмена. Когда я только начинал съемки, пришел к Серебренникову: «Кирилл Семенович, ну какой я режиссер, что я буду снимать?» А он ответил: «Саш, ты актер? Ну и сыграй режиссера».
Чем нынешнее поколение двадцатилетних, про которое рас- сказывает «Кислота», отличается от предыдущих?
Тем, что они не знали, что будут есть, а мы – какую фотографию в инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) выложить, чтобы подпиписочников не убавилось.
Один из героев «Кислоты» говорит: «Наши проблемы от отсутствия проблем». Мысль ясная, но что с ней делать?
Это не постулат, а просто фраза максималиста. Есть такой срез людей, которые за всех все знают
и говорят слоганами про мир, добро и любовь. Но это не значит, что нам нужно с этим что-то делать.
В кадре нет ни одного айфона и ни слова о социальных сетях, что странно, поскольку речь о поколении Z. Это намеренно?
А если через 20 лет этого всего не будет, зачем мне ретроградство в фильме? (Смеется.)
Москва там тоже трудноуловимая.
Я так поставил себе задачу, что это просто где-то, в каком-то городе N и в каком-то году, что
есть маленький пятачок земли, а дальше поле. То самое, куда приезжает главный герой с мамой.
Давай поговорим про тему отцов и детей в фильме.
Ни у кого нет отцов. И есть психологическая история с матерью: пока она не примет тот факт, что ты был рожден от конкретного мужчины и что он вообще был, пусть она его и ненавидит, тебя всегда будет подсознательно воспринимать как ребеночка, а ты каждый поступок будешь пропускать через внутреннее ощущение ее одобрения. Важно уметь отделяться, ведь по итогу и тебе, и ей умирать в одиночестве.
В фильме нет ни одного примера здоровых отношений...
Потому что все несчастны в своем одиночестве и в своих целях. Это кино не про конкретную любовь, а про любовь вообще.
Главный герой, кстати, где пытается найти ее, не находит, а тех, кто к нему тянется, отталкивает.
И в жизни так. А если говорить про его отношения с бабушкой, то здесь есть автобиографический контекст. Я со своей довольно жестко общаюсь, но это такое проявление любви. «*** (достала) со своими помидорами», – гово- рю, но понимаю, что за этим на самом деле стоит большое спасибо.
Недавно ты сказал, что все еще пытаешься понять, что хочешь делать в жизни. Получается?
Я PlayStation хочу. Еще бы хотел дальше что-то пробовать. Не знаю. Сейчас вот готовлю, например. Вчера делал болоньезе на красном вине. Знаю *** тучу (очень много) видов карри. Кулинария интересует – замечательная альтернатива режиссуре! Только вот плов у меня не получился. И теперь цель в жизни – сделать плов.