Хотя новость о том, что Валерий Тодоровский снимает драму о жизни Большого театра, появилась почти три года назад, когда перед кино еще настойчиво не ставились патриотические задачи, «Большой» идеально вписался в текущий тренд прославления лучшего, чем может или могла гордиться Россия. А именно космосом и балетом, в которых мы были впереди планеты всей. Про космос нам только что показали «Время первых», видимо, пришел черед балета.
Дочь шахтера: фильм Тодоровского о Большом без стекла в пуантах и кислоты в лицо

Трудно представить более подходящего для такой темы режиссера, чем Валерий Тодоровский. Он один из лучших российских киностилистов (в хорошем смысле) и едва ли не единственный наш режиссер, кто умеет снимать, страшно сказать, элегантно. Тем более жалко, что снимает он крайне редко и медленно: последний его полнометражный фильм «Стиляги» вышел аж девять лет назад, а со времени предыдущего проекта – сериала «Оттепель» — прошло четыре года. Тем обиднее, что «Большой» оказался почти по-советски осторожным в отношении своего заглавного героя.
Большой еще в СССР называли змеиным клубком. Жуткие истории о подброшенном в пуанты стекле и закулисных интригах за главные партии только подтверждались в последние годы: в 2013-м художественному руководителю балетной труппы Большого Сергею Филину плеснули кислотой в лицо, а в 2015-м вышел документальный фильм Ника Рида и Марка Франкетти «Большой Вавилон» с интервью с реальными участниками ежедневной драмы, которой является работа в труппе главного театра страны.

Тем больше потрясает удивительная травоядность картины Тодоровского и отсутствие в ней реального конфликта. Это, конечно, не полное отсутствие драмы, а неточно сформулированная ее суть. Не совсем понятно, отчего так страдает Юля Ольшанская, девочка из города Шахтинска (отец — шахтер, мать – фасовщица), когда она вечно пытается сбежать из Большого. В карьерном пути героини Маргариты Симоновой нет ничего специфически «балетного» — так могла бы быть рассказана история любой провинциалки, покоряющей Москву, модели или ткачихи. Ближе к финалу есть сцена, в которой брат Юли говорит, что тоже хочет за ней переехать, а она его отговаривает: «Великих в Москву вагонами привозят». Это говорит девушка, которую взяли в главную балетную академию страны по знакомству даже не с первого семестра, бесплатно учили и с первых же уроков вели на партии примы, потому что чудаковатая и страдающая болезнью Альцгеймера преподавательница Галина Михайловна Белецкая (Алиса Фрейндлих) увидела ее потенциал. Майя Плисецкая бы обзавидовалась. При этом выглядит и одевается Юля так, будто ей в лучшем случае место в бурлеске, а не среди великих прим одного из главных театров мира.
Фрейндлих, конечно, переигрывает здесь всех. «Большой» делится на две примерно равные части. Первая посвящена годам в академии, вторая – собственно дебюту в театре. То есть Большой здесь скорее мечта, чем ежедневная рутина или место работы. Благодаря Фрейндлих первую половину фильма даже можно назвать комической: ее Белецкая, глядя на новеньких, бурчит: «Понабрали по объявлению. Дуры безымянные. Умереть не с кем», — и когда нужно решать вопросы, идет прямиком в Кремль, к людям во власти, с которыми когда-то спала. Юлия же Ольшанская теряет девственность с первым попавшимся парнем из электрички, как будто подтверждая слова своей наставницы: Большой измельчал, а вместе с ним и работающие в нем люди.
Вторая часть уходит в мелодраму и совсем все запутывает. Из Франции приезжает новый худрук Антуан Дюваль (Николя Ле Риш) – стареющий неудачник, использующий свои заграничные командировки для измен жене с молодыми амбициозными балеринами. Тут фильм совсем скатывается в дешевый мусор, в «Черного лебедя» для бедных. Как учил Юлю наставник из Шахтинска, другой опустившийся танцовщик Потоцкий (Александр Домогаров): «Шампанское не пей, только коньяк», восходящая звезда пьет коньяк бутылками, причем исключительно из горла.
К финалу фильм совсем теряет мысль, которую вроде бы пытался проговорить в начале. Хотел ли Валерий Тодоровский показать разрушенную жизнь провинциалки, которая поняла, что ошиблась с выбором профессии? Нет, хотя Юля время от времени непрофессионально взбрыкивает и сбегает из театра, именно когда она нужна на прогоне, но каждый раз обреченно возвращается. Может быть, это фильм о жестокости профессии? Нет, максимум, на что способны соперничающие балерины, это быстро перекинуться парой колкостей перед выходом на сцену. Никаких стекол в пуантах и интриг, никакой, слава тебе господи, кислоты в лицо. Может, все-таки это история великой дружбы, которую разрушила сцена? Вроде нет, тема отношений будущих соперниц Юли и Карины показана вскользь, никакой тоски по потерянному раю здесь не видно. Разрушенный преданностью работе великий роман? Его тоже нет: парень из электрички быстро исчезает из кадра. Иногда кажется, что фильм состоит из случайных сюжетных линий, которые никак не выстроятся в историю. Главной героине плохо, она мается, но непонятно чем. Возможно, она смутно начинает осознавать то, что ей твердила в детстве Белецкая: балет измельчал, больших личностей нет и не предвидится, а работа балерины – одно физическое упражнение до пенсии (не то чтобы Юля тянется, например, к книгам — совсем нет, скорее к бутылке). Как будто за почти три года съемок фильм и сам выдохся, перегорел или, если хотите, расползся. «Выбери того, для кого ты танцуешь», — учит Юлю французский мэтр. Кажется, Тодоровский его не послушался.