«Цвет граната» — великий фильм, который нужно увидеть каждому

Абсолютный шедевр
кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если бы нам доверили составить список фильмов, обязательных к просмотру для всех, кто хочет сделать карьеру в мире моды, мы бы непременно включили туда «Цвет граната». Эта картина Сергея Параджанова — бесконечный источник вдохновения, откуда можно черпать все новые и новые референсы. Первый просмотр этой ленты — всегда откровение, эстетическое потрясение. Каждый последующий — открытие новых деталей, поиск потаенных смыслов и ответов на все появляющиеся вопросы. Он впечатляет даже тех, кто не может добраться до сути замысла режиссера. И до сих пор вдохновляет всех — от дизайнеров до модных фотографов. Рассказываем, почему вам непременно стоит внимательно изучить этот шедевр кинематографа, который примечателен не только (и даже не столько сюжетом), сколько по-настоящему новаторским визуальным рядом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История создания и выхода картины на экраны не из простых. Советские власти всячески препятствовали работе авангардного режиссера, который не снимал пропагандистские картины. Официальное название, которое прославило фильм по всему миру, было присвоено ему чиновниками: сам Параджанов назвал картину «Саят-Нова». В честь армянского поэта, которому была посвящена картина. Собственно, повествование охватывает основные вехи его захватывающей биографии. И хотя выбор был сделан против его воли, итоговое название неплохо отражает уникальность произведения. Его главное выразительное средство — цвет. Яркий, экспрессивный, ни на что не похожий, даже яростный. Одним словом, уникальный. Параджанов работал с оттенками как заправский художник-супрематист. Все кадры будто разбиты на цветовые блоки, которые отлично сочетаются между собой. Красное кружево на фоне белоснежного лица и черных перчаток Софико Чиаурели, голубые скалы (их режиссер специально для съемок перекрасил), барочное золото на древних камнях, те самые гранаты, — каждый кадр похож на отдельное художественное произведение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Параджанов — режиссер, для которого визуал был едва ли не важнее сюжета. В «Цвете граната» нет четкого нарратива. Фильм поделен на новеллы о жизни и творчестве поэта Саят-Нова. Там почти нет реплик, а кадры в основном статичны. Они представляют собой нечто среднее между гравюрами из средневековых книг, иллюстрациями к учебнику по истории Армении и спектаклем японского театра Кабуки. Параджанов лихо сочетал несочетаемое и объединял стили и эпохи в одну замысловатую, но очень гармоничную картинку. Насыщенную, но не перегруженную деталями. Прежде чем приступать к съемкам, Параджанов тщательно прорабатывал весь визуал, создавая наброски и коллажи из всего, что попадалось под руку. Режиссера отличало удивительное умение балансировать на грани, не скатываясь в китч. Но делать при этом так, чтобы каждый выстроенный им кадр врезался в память навсегда. Уверены: если вы хоть раз смотрели фильм, то кадр с Софико Чиаурели, держащей перед лицом отрез огненно-красного кружева, прямо сейчас буквально стоит у вас перед глазами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Параджанов прикладывал руку и к созданию костюмов. Сам делал эскизы и коллажи, выискивал винтажные ткани, давал поручения ассистентам и художникам по костюмам. Последние были скорее исполнителями его идей, чем самостоятельными творческими единицами. Об этом он рассказывал в документальном фильме «Параджанов», снятом Патриком Казальсом: «Каждый костюм, который я примерял, раздражал художника, который стоит на точных линиях. Он — художник, профессионал, но раз это его раздражает, значит, я попал в свой "параджановский" стиль». Для него была важна каждая деталь. Он давал своей команде очень конкретые поручения: «Достаньте мне такой-то шелк, такое-то кружево». Всегда знал, чего хочет. И добивался ошеломительного результата, несмотря на скромные бюджеты. Да и за пределами съемок гениальный режиссер и легко и как будто играючи придумывал фантастические костюмы для себя и своих друзей, собирая их буквально из подручных материалов: случайных отрезов ткани, фруктов со стола, скатертей, занавесок. Все, к чему он прикасался, превращалось в шедевр. Образы его героев были скорее вариациями на разные темы, чем точными цитатами исторических костюмов. По большому счету, к предельной исторической достоверности Параджанов и не стремился: ему было важнее создать сильную картинку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неудивительно, что при таком богатстве визуала эта картина до сих пор остается источником вдохновения для представителей всех креативных индустрий. режиссеры «зашивают» отсылки к «Цвету граната» в своих фильмах. Леди Гага сняла по мотивам ленты свой клип 911, лихо смешав параджановские референсы с отсылками к фильмам сюрреалиста Алехандро Тодоровски. Антонио Маррас, экс-креативный директор Kenzo, посвятил наследию Параджанова свою коллекцию сезона весна-лето 2016, которую фэшн-критики отметили как одну из его самых цельных и удачных. Вдохновлялась культовым режиссером и Мадонна: клип поп-королевы на песню Bedtime Story едва ли не целиком состоит из оммажей Параджанову. Идеи режиссера продолжают жить во всех этих отсылках. И их так много, что хватит и будущим поколениям.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма
Кадр из фильма