Что нужно знать о сериале «Бриджертоны»
Если вы за последние пару недель ничего не слышали о «Бриджертонах», то наверняка соблюдали строгий диджитал-детокс с полным отказом от доступа к интернету. Сериал вышел в конце декабря — и уже успел стать, пожалуй, самым обсуждаемым шоу начала этого года. В социальных сетях сломано множество копий: пока одни искренне им восхищаются, другие — яростно ругают. Разбираемся, почему «Бриджертоны» вызвали такой резонанс — и должны ли костюмированные драмы быть исторически достоверными.
Сценарий нового хита от Netflix основан на одноименной серии книг американки Джулии Куин. Их действие происходит в Англии времен эпохи Регентства — периода с 1811 по 1820 годы. Первое, что бросается в глаза в привязке к времени действия — это кастинг. В сериале снимаются актеры с разным цветом кожи — что абсолютно нормально и правильно для XXI века, но довольно оригинально для века XIX. Разумеется, никакой темнокожей британской знати в то время не было. Тем более не могла быть темнокожей королева Шарлотта Мекленбург-Стрелицкая. И пока одни хвалили создателей сериала за оригинальное решение и поддержку идей инклюзивности, другие видели в этом бессовестные попытки переписать историю. На деле же все значительно проще — и никакого коварного умысла в этом, конечно, нет. Шоураннер «Бриджертонов» Шонда Раймс любит использовать так называемый прием «слепого кастинга», когда при утверждении актеров на роль не принимается во внимание их внешность. Типаж в этом случае значения не имеет — главное уметь передать характер. Поэтому и темнокожая королева Великобритании никого удивлять не должна.
Еще один интересный момент — костюмы. Не нужно как-то уж слишком подробно знать историю костюма, чтобы понять, что наряды героев сериала не слишком соотносятся с модой эпохи Регентства. Главные экранные протагонисты, семейство Фезерингтонов, один за другим сменяют образы в кислотных оттенках, которым позавидовала бы последняя коллекция Balmain. Даже если не сильно вдаваться в подробности моды того времени, совершенно очевидно, что тогда сшить платья в таких цветах было невозможно — попросту не существовало таких красителей. Королева в сериале и вовсе носит корсеты, кринолины и высоченные напудренные парики, которые отсылают скорее к Барокко, нежели к популярному в то время Ампиру (впрочем, создатели могли ориентироваться на портреты королевы, преимущественно написанные во времена ее молодости). В этом причудливом миксе эпох и стилей в какой-то момент вообще перестаешь чему-либо удивляться — даже струнным каверам на песни Арианы Гранде и Шона Мендеса. Но что-то подсказывает, что все эти вольности допущены создателями сериала вовсе не по причине их неграмотности.
По правде говоря, костюмированные драмы перестали быть такими уж исторически точными еще в нулевые. Все началось с «Марии-Антуанетты» Софии Копполы. Создатели фильма так вольно обошлись с костюмом той эпохи, что в кадре вместе с шелковыми барочными туфельками можно было увидеть кроссовки Converse. Многие тогда не оценили такой подход, но себя он все же оправдал: с тех пор сложно найти стилиста или дизайнера, который хоть раз не использовал бы кадры из фильма в своем мудборде. И в нем, на самом деле, можно проследить вполне себе четкую и понятную логику. Такие вольные интерпретации исторических стилей позволяют «перевести» сюжет на современный язык. А это нужно для того, чтобы история начала резонировать со зрителем эпохи TikTok и новой этики.
И потом, любой фильм или сериал — это в первую очередь художественное произведение, а не документальная хроника. Перед ним не стоит задачи стать наглядным пособием по истории. Он должен развлекать. И тут не обойтись без пестрой эклектичной картинки, где эпохи и стили сталкиваются друг с другом. Для зрителя важны не мелкие детали, а общее ощущение — и его создатели современных костюмированных драм добиваться умеют. И потом, что считать исторически достоверным? Если у создателей «Короны» был исходный материал в виде реальных фото членов королевской семьи, то шоураннеры «Бриджертонов» могли довольствоваться в лучшем случае парадными портретами знати эпохи Регентства — которые, как мы знаем, частенько были весьма далеки от реальности. Так что мы в любом случае не узнаем, как было на самом деле. Так почему хотя бы не порадоваться красивым кадрам?