Что нужно знать о Клер Дени — легенде кино и обладательнице Гран-при Каннского фестиваля
28 мая жюри Каннского кинофестиваля назвало своих фаворитов. Обладателем Гран-при 75-го смотра стала Клер Дени. Французский режиссер в очередной раз покорила зрителей и мир кинематографа своей новой картиной — «Звезды в полдень» с Маргарет Куэлли («Однажды в Голливуде») и Джо Элвином («Разговоры с друзьями») в главных ролях. Рассказываем, что нужно знать о Дени и ее методе.
Дени родилась в послевоенном Париже, но росла во французских колониях в Африке, где работали ее родители — эти два факта из ее ранней биографии во многом определили темы будущих работ режиссера. Юность Дени пришлась на лучшее для юности время — шестидесятые. Выпускница Института высших кинематографических исследований начала свой профессиональный путь с позиций ассистента: она работала с Вимом Вендерсом, Джимом Джармушем и Жаком Риветтом, а в конце 1980-х дебютировала с собственным фильмом «Шоколад».
«Шоколад» стал и первой главой в ее личных исследованиях постколониального мира. Главная героиня автобиографической картины — дочь белых колонизаторов в Западной Африке по имени Франция, которая проводит время в компании темнокожего слуги своей семьи. Спустя двадцать лет Дени снимает «Белый материал», и в нем звучит уже совсем иная интонация. В центре сюжета оказывается представительница семьи белых плантаторов Мария (Изабель Юппер), которая отказывается покидать свои владения и уезжать во Францию, несмотря на смертельную опасность — континент охвачен восстаниями и войнами.
Человек вдали от родины и ощущение надвигающейся катастрофы — общий знаменатель таких похожих и таких разных картин (на нем уже по-своему основаны и «Звезды в полдень»). В интервью Colta Дени делилась удручающим впечатлением от съемок «Материала»: «В 60-е, во время моей юности, в странах третьего мира было столько энтузиазма по поводу обретения независимости... И в Европе тоже — казалось, мы пережили все возможные войны. Но получилось, что глобализация, в первую очередь экономическая, привела ровно к противоположным результатам, говорит режиссер. — Возьмем Камерун, где я снимала и "Шоколад" в 1986 году, и "Белый материал". Люди из съемочной группы говорили: "О, когда вы приезжали двадцать лет назад, все было намного лучше. У нас было больше школ, больше больниц. Теперь все по-другому".
В 2017 году на экраны выходит «Высшее общество» с Робертом Паттинсоном в главной роли — научно-фантастическая история о заключенных на космическом корабле, который движется в сторону черной дыры. Впервые за всю свою карьеру Дени снимала в студии, и по словам режиссера, это стало для нее главным вызовом. И также «Обществом» Дени доказала, что ей подвластны не только любая техника, но и самые разные жанры. Она не боится ступать не неизведанную территорию и всегда ищет свой путь — как-никак, а годы ассистентства на площадке давно остались позади: «Когда занимаешься таким кино, лучше поменьше думать о том же Стэнли Кубрике. Необязательно черпать вдохновение в том же жанре, в котором ты сейчас работаешь. Вдохновляться актером так же важно, как и вдохновляться другим режиссером».
Пессимистическое настроение пропадает в фильме «Впусти солнце». Это еще один программный фильм режиссера, где в декорациях Парижа 50-летняя разведенная художница Изабель (Жюльет Бинош) ищет и обретает любовь — а затем теряет ее и ищет вновь, не забывая о любви к себе и к жизни. Дени — француженка, куда бы она ни отправлялась на съемки: хоть в Африку, хоть в космос.