Как Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд ненавидели друг друга целых полвека
Вражда между Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис - самый знаменитый конфликт в истории Голливуда. И образцово-показательный пример борьбы противоположностей. Безусловной красотки Джоан с обладательницей специфической внешности Бетт. Пунктуальной чистюли — с расслабленной дивой. Звезды киноэкрана — с гениальной актрисой. В 113-й день рождения Джоан Кроуфорд TheSymbol.ru решил припомнить истоки и детали полувековой ненависти, вдохновившей Райана Мерфи на очередной сверхуспешный сериал.
Предыстория
Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис — почти ровесницы. Первая родилась в 1904-м, вторая — в 1908-м. Кроуфорд начала покорять Голливуд несколько раньше — уже в 1925-м она подписала контракт с киностудией Metro-Goldwyn Pictures, а в 1928-м обрела успех благодаря роли в немом фильме «Наши танцующие дочери». В 1931-м, когда Дэвис только приехала в Голливуд, Кроуфорд была ведущей актрисой MGM и вовсю крутила роман с красавчиком Кларком Гейблом. Чем не повод для зависти? Особенно если учесть, что у самой Бетт все шло не так гладко: ее первые фильмы не имели успеха и Universal Studios в 1932-м решили не продлевать с ней контракт. Но вскоре все изменилось, и в том же году Дэвис заступает на службу Warner Bros., а в 1934-м превращается в суперзвезду с номинацией на «Оскар» за роль в фильме «Бремя страстей человеческих». К слову, именно эта роль освободила актрису от амплуа соблазнительницы с коровьими глазами. Кроуфорд такая возможность подвернется лишь десять лет спустя.
Соперницы во всем
Итак, в середине 30-х обе актрисы — состоявшиеся звезды кинематографа. В Голливуде становится тесновато. Но катализатором вражды стали дела любовные. В 1935-м Дэвис, к тому времени замужняя дама, влюбилась в партнера по фильму «Опасная» Франшо Тоуна. «Профессионально и лично», как говорила она сама. Однако Тоун запал на Кроуфорд. «Они вместе обедали, и, когда он возвращался на съемочную площадку, все лицо его было в помаде. Ему льстило, что в него влюбилась такая звезда. Естественно, я завидовала», — позже призналась Дэвис. В том же году Кроуфорд и Тоун поженились. Зато Дэвис отхватила за «Опасную» свой первый «Оскар». Возможно, с годами неприязнь бы сошла на нет, но в 1943-м произошло роковое событие — Кроуфорд ушла из MGM и подписала контракт с Warner Bros., киновотчиной Бетт. А в 1945-м получила «Оскар» за роль в фильме «Милдред Пирс». От которой отказалась Дэвис. Взаимная ненависть была окончательно зацементирована. Одно время Кроуфорд пыталась примириться с соседкой по гримеркам и даже посылала ей цветы. Но Дэвис поспешила обвинить незадачливую конкурентку в лесбийских наклонностях.
Дэвис о Кроуфорд
Не вдаваясь в хронологию вражды, перейдем к самому интересному — словесному «обмену любезностями». По части злословия Бетт Дэвис превзошла бедняжку Джоан. Едкое замечание, что Кроуфорд переспала со всеми звездами мужского пола, не считая собаки Лесси, кажется ерундой в сравнении с другими фразочками Дэвис: «Если бы Джоан Кроуфорд загорелась, я бы на нее даже не помочилась». Или: «Я бы даже унитазом Кроуфорд пользоваться не стала». А однажды Дэвис заметила: «Почему я так хорошо играю стерв? Потому что я не стерва. Быть может, поэтому Джоан Кроуфорд так убедительна в роли леди». Тонко, правда?
Кроуфорд о Дэвис. И не только
Кроуфорд подобной изобретательностью не отличалась, но в долгу, естественно, не осталась. Чаще всего под удар попадали внешние данные соперницы: «Бедняжка Бетт! Она выглядит так, будто в ее жизни не было ни одного счастливого дня... Или ночи». Другой пример: «Мисс Дэвис частенько прикрывает лицо в фильмах. Она называет это искусством. Другие бы назвали камуфляжем — прикрытием отсутствия красоты». К успеху Дэвис Кроуфорд относилась с завистью, но почти философской: «Она — культовая актриса. Но что такое культ, как не сборище аутсайдеров? У меня есть поклонники — это совсем другое дело». Справедливости ради отметим, что от Кроуфорд доставалось не только Бетт Дэвис. О Мэрилин Монро она говорила: «Это самое шокирующее проявление безвкусицы, которое я когда-либо видела. Смотрите: с моей грудью все в порядке, но я не сую её под нос всем подряд». Элизабет Тейлор Джоан назвала «испорченной, высокомерной девчонкой, позорным пятном на порядочном обществе». И Джуди Гарленд тоже — «испорченным, высокомерным, самовлюбленным ребенком». Видимо, разнообразием ее шпильки не отличались.
«Что случилось с Бэби Джейн?»
В 1962 году произошло невероятное: Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд встретились на одной съемочной площадке. К тому времени обе порастеряли былого блеску и куковали без примечательных ролей. «Что случилось с Бэби Джейн?» Роберта Олдрича должен был вернуть их и на передовицы газет, и в списки оскаровских номинантов. Многие надеялись на примирение, но его, естественно, не произошло. Даже сюжет фильма подстрекал актрис к противостоянию — они сыграли двух недолюбливающих друг друга сестер: талантливую и красивую (Кроуфорд) и страшную и бездарную (Дэвис). Бетт не стеснялась называть Джоан «фальшивой шлюшкой», а в одной из ключевых сцен пнула партнершу по голове. За пару лет до съемок Кроуфорд стала вдовой Альфреда Стила, президента компании «Пепси-кола» — естественно, на площадке установили автомат с этим напитком. А Бетт Дэвис не поленилась заказать холодильник с «Кока-колой». Без ярких фразочек тоже не обошлось: «Лучшее воспоминание о работе с Кроуфорд — то, как я столкнула ее с лестницы на съемках "Что случилось с Бэби Джейн?". Кроуфорд не оставалась в долгу. В одной из сцен Дэвис должна была тащить ее под руки — несколько раз Джоан заходилась в кашле, чтобы сорвать съемки и заставить партнершу повторить все заново, а под конец нацепила под платье пояс с гирьками. Впрочем, впоследствии Кроуфорд эти слухи опровергала.
«Оскар»
Дальше случилось непоправимое: Дэвис получила номинацию на «Оскар» за роль в «Что случилось с Бэби Джейн?», а Кроуфорд — нет. Джоан затаила обиду если не на весь мир, то уж точно на всю съемочную группу: «Все они просто ужасны, даже те, кто сперва показался талантливым. Я согласилась на это только потому, что мне было скучно и нужны были деньги. Надеюсь, они показали, на что способны, и больше мы о них ничего не услышим». «Оскар» в том году достался не Дэвис, и Кроуфорд не преминула позлорадствовать. На церемонии она прошла мимо Бетт со словами: «Извини, мне надо забрать "Оскар". Правда, шла она за статуэтками других номинанток, которые не смогли присутствовать на церемонии.
Вражда до гроба
Удивительно, но спустя два года Дэвис и Кроуфорд снова встретились на съемочной площадке фильма Роберта Олдрича — «Тише... тише, милая Шарлотта». Но продержались недолго — под шквалом ядовитых комментариев Дэвис Кроуфорд сказалась больной и покинула поле боя. Больше они не работали вместе, но ненавидеть друг друга продолжили — до гробовой доски. Когда в 1977-м Джоан Кроуфорд ушла из жизни, Бетт Дэвис не нашла ничего лучше, чем заявить: «О покойниках принято говорить только хорошо. Джоан Кроуфорд умерла? Вот и хорошо». Свою соперницу Дэвис пережила на 12 лет. В 1999 году Американский институт киноискусства включил обеих кинодив в список 100 величайших звезд века. Бетт Дэвис досталась вторая строчка, Джоан Кроуфорд — десятая. Что бы началось, будь они живы? Страшно подумать.
Фото: East News