6 культовых фильмов Жана-Люка Годара, которые должен увидеть каждый
Сегодня на 92 года могло бы исполниться Жану-Люку Годару — режиссеру, одному из основоположников французской «новой волны», оказавшему заметное влияние на творчество многих мировых режиссеров разных поколений. В день рождения режиссера вспоминаем его культовые фильмы, которые каждому стоит увидеть хотя бы один раз.
На последнем дыхании (1960)
Первый полнометражный фильм Годара с Жаном-Полем Бельмондо и Джин Сиберг буквально перевернул представление о кино, сделав 1960 год точкой отсчета в истории французской «новой волны». Впервые увидев картину, французский историк кино Анри Ланглуа написал: «отныне существует кино "до" и "после Годара". Сюжет фильма рассказывает о Мишеле — молодом преступнике, который своим поведением старается всячески подражать знаменитым киногероям Хамфри Богарта. Без гроша в кармане, преследуемый полицией, он возвращается к своей американской подружке Патриции, студентке-журналистке. И хотя та постоянно сомневается в разумности своих действий, любовь в какой-то момент оказывается сильнее здравого смысла.
Жить своей жизнью (1962)
В фильме «Жить своей жизнью» Годар мастерски препарирует проблемы современного буржуазного общества, обнажая самую их суть. В этой картине режиссер впервые использовал прием cinéma vérité, который сочетает в себе некоторые особенности съемки художественного и документального кино. Главную роль исполнила Анна Карина — бывшая в то время музой, а по совместительству - женой режиссера. Фильм состоит из 12 новелл, в центре которых Нана - парижская продавщица, которая пытается стать актрисой, но становится проституткой.
Презрение (1963)
Эта картина 1963 года, так сильно напоминающая «Восемь с половиной» Феллини, критикует киноиндустрию. История, в основу которой лег одноименный роман Альберто Моравиа, рассказывает о сложных человеческих отношениях. На Капри снимается кино: режиссер ругается с продюсером, а сценарист ревнует к тому же продюсеру свою жену. Каждый из героев не только подвергается испытанию чувствами, но и по-своему отвечает на вопрос, что такое кино. К слову, это первый фильм Годара с миллионным бюджетом, а приглашение на главную роль Бриджит Бардо обеспечило ленте всемирный успех.
Банда аутсайдеров (1964)
Драма-нуар, о которой сам Годар сказал так: «Алиса в стране чудес встречает Франца Кафку». Главная героиня — Одиль на курсах английского языка знакомится с двумя юношами - Артуром и Францем — и вместе с ними оказывается замешанной в ограблении. Фильм стал одним из самых знаковых в карьере Годара и его моментально разобрали на цитаты. Например, сцена из культовой картины Бернардо Бертолуччи «Мечтатели», где герои бегут по Лувру, взявшись за руки, взята именно из «Банды аутсайдеров».
Алфавиль (1965)
«Альфавиль» стал, пожалуй, главной французской антиутопией прошлого века. Снятый в жанре нуар, фильм рассказывает о героях, которым приходится существовать в строго выверенной реальности, которой управляет компьютер «Альфа-60». В этой реальности нет места чувствам и нельзя даже говорить о них. Чтобы усилить драматичней эффект картины, Годар снимал ночью на высокочувствительную пленку и практически без искусственного освещения.
Мужское – женское (1966)
Поль встречает в кафе Мадлен, между ними завязывается разговор — странный и внешне отвлеченный, как всегда бывает у Годара. Поль пишет стихи, увлекается левыми идеями, он интеллектуал и герой своего времени, поэтому остается в меньшинстве и воспринимает Мадлен немного свысока. Это «женская», то есть уютная конформистская жизнь, где занимаются шопингом, строят карьеру поп-певицы и хотят походить на персонажей рекламы. Для Поля, а вместе с ним и Годара «мужская» жизнь — это протест, революция, раздражение несогласного одиночки против общественного согласия.