5 лучших фильмов Пола Верховена
Выдающемуся голландскому режиссеру Полу Верховену исполняется 82 года. За свою продолжительную карьеру постановщик попробовал себя во всех возможных жанрах и получил репутацию одного из главных нонкомформистов современного кино.
Верховен родился в Амстердаме и закончил Университет Лейдена, где изучал математику и физику. Параллельно с обучением посещал курсы Нидерландской киноакадемии и пристрастился к кино. В 1973 году вышел один из самых известных фильмов режиссера «Турецкие наслаждения», который в одночасье превратил в звезд как самого автора, так и исполнителя главной роли Рутгера Хауэра.
Верховен снимал на родине противоречивое и скандальное кино, которое в то же время низменно высоко оценивалось кинокритиками. В первой половине 1980-х режиссер перебрался в Голливуд, где снял ряд культовых фильмов, включая «Робокоп», «Вспомнить все» и «Основной инстинкт».
«Турецкие наслаждения», 1973
Именно эта лента открыла для мира молодого голландского режиссера, который на тот момент уже успел снять один художественный полный метр и несколько менее масштабных работ. Эротическая драма, повествующая одновременно о роковой и свободной любви, стала настоящим символом 1970-х, на которые как раз пришелся пик сексуальной революции. На счету ленты – номинация на «Оскар» и звание одного из лучших голландских фильмов ХХ века.
«Вспомнить все», 1990
Фантастическая картина Верховена «Вспомнить все» закрепила за ним славу профессионала, способного создавать масштабное зрелищное кино, и принесла еще несколько номинаций, премий и один «Оскар». Фильм, в основу которого легло произведение Филипа Дика (автора не менее нашумевшего «Бегущего по лезвию»), рассказывает о мире будущего, в котором каждый человек, желающий себя немного развлечь, может имплантировать себе чужую память. К чему и прибегнул главный герой, который решил немного отвлечься от мрачных будней простого рабочего (еще одна заметная роль «терминатора» Арнольда Шварценеггера, которую он сыграл в 1990-е).
«Основной инстинкт», 1992
Собственно, предыдущие две работы и положили начало бесперебойной (за единичными исключениями) линии режиссерских удач, длящейся и по сей день. Эротический триллер «Основной инстинкт» открыл миру звезду Шэрон Стоун, а имя Верховена увековечил в современной киноистории. Фильм, повествующий о писательнице, подозреваемой в жестком извращенном убийстве, был отмечен номинацией даже в Каннах, а сцена допроса главной героини стала одной из самых запоминающихся и цитируемых в кино.
«Черная книга», 2006
В 2006 году голландец вновь вернулся к военной тематике и создал кино о еврейской певице, сбежавшей из нацистской Германии и нашедшей прибежище в Нидерландах. В нем он вновь попытался разобраться с тонкой гранью, разделяющей основные движущие силы человечества – добро и зло. Работу сложно назвать типичной военной драмой – она наполнена иронией и непредсказуемостью, контрастирующими с привычными канонами жанра. «Черная книга», ставшая первой за много лет лентой, снятой Верховеном вне Голливуда, получила приз Венецианского фестиваля и несколько других заметных номинаций.
«Она», 2016
Криминальная драма «Она», по признанию самого автора, получилась своеобразным гибридом европейской и американской школы. В центре внимания ленты – успешная парижанка (Изабель Юппер), жизнь которой кардинально меняется после изнасилования. На этом примере Верховен рассказывает совершенно ошеломляющую и во многом внезапную историю, содержащую большую степень напряжения, недосказанности и какого-то психопаталогического юмора. Лента была отмечена номинацией на «Оскар» и получила два «Золотых глобуса».