20 фильмов для тех, кто хочет научиться разбираться в кино

Советуют Федор Бондарчук и преподаватели школы кино и телевидения «Индустрия»

Мы расспросили основателя «Индустрии» Федора Бондарчука и других преподавателей школы о тех фильмах, которые обязательно нужно посмотреть, если вы собрались связать свою жизнь с кино и телевидением. Ниже 20 фильмов и один сериал с подробным описанием их достоинств.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Федор Бондарчук («Притяжение», «Сталинград»)

«Космическая одиссея 2001 года»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Библия кинематографистов в направлении сай-фай — научной фантастики, не фэнтези, то есть это то, что могло бы произойти через сто-двести лет. Фильм толкнул развитие кинематографа. Это просто столп, колосс в кино. Культовая картина. В этих длинных и пустых кадрах есть сосредоточение мысли, которое перебить даже сейчас очень сложно. Если сказать студентам нарисовать мир будущего, даю руку на отсечение, что изображение будет вторичным относительно «Одиссеи 2001» Кубрика. Такое масштабное влияние оказала на меня эта картина.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Я — Куба»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прорыв изображения. Революционная картина, которая положила начало целому визуальному направлению в кино, которое повлияло, по-моему, на комиксы. Если взять «Город грехов» Родригеса и затем посмотреть кадры из «Я — Куба» — преемственность читается. Фильм не приняли за рубежом из-за санкций, а в СССР потому, что он был слишком свободным для своего времени.

«Война и мир»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все забыли, что это был 1965 год. Для 65-го года это революционное решение с прочтением огромного произведения Льва Николаевича Толстого с метафизическим пониманием мира и войны, философией Толстого с одной стороны и революционным решением в кадре, монтаже и съемке с другой. Революционная картина.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Денис Аларкон-Рамирес, оператор («Шпион», «Бесы»)

«Иваново детство»

Мне очень близко творчество Вадима Ивановича Юсова, одного из ярких представителей нашей операторской школы. Фильм произвел на меня большое впечатление, когда я учился во ВГИКе. Это проявление того, как режиссер, оператор и художник работают вместе и создают единый мир. Для меня важно, что кино — это коллективное творчество. У каждой профессии есть своя зона, но, когда все сходится, наступает магия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Последствия любви»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обожаю творчество Паоло Соррентино. У него работает оператор Лука Бигацци, а я видел все его картины. Я работаю с ассистентом Луки по фокусу, иногда он рассказывает, как они снимали ту или иную картину, какие применяли средства, поэтому у меня есть с ними какая-то связь. Кроме того, мне импонирует визуальная культура режиссера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Вавилон»

Я бы определенно выделил мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Совсем недавно бывал на его VR-инсталляции, которая называется «Кровь и песок». Я вижу в этом художнике сильные новаторские способности, потому что он не боится идти вперед и открывать новый мир. Он один из мощнейших визионеров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Андрей Бельчиков, звукорежиссер, команда Flysound

«Шпион, выйди вон!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фильм кажется мне отличным примером детективного триллера, в котором особая напряженность и накал сюжета создаются именно при помощи звука. Казалось бы, отчетливый щелчок диктофона, раздающийся в комнате, полной шпионов, может ничего не значить. Но без него бы, без этой мелкой детали, на которую многие даже не обратили бы внимания, атмосфера фильма не казалась бы столь реальной.

«Гарри Поттер»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В плане звукорежиссуры все части «Гарри Поттера» выполнены абсолютно мастерски. Естественность фонов, голосов и музыки, их лаконичное сочетание друг с другом в фильме поражают. Конечно, нельзя не отметить находчивость команды звукорежиссеров, работавших над картиной, — попробуйте подобрать звуки для волшебных существ и магических предметов!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Хозяин морей: На краю земли»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Звуки кораблей, шум воды – на мой взгляд, перед командой звукорежиссеров стояла очень непростая задача. Именно благодаря звуку зритель целиком погружается в происходящее, оказывается внутри событий и чуть ли не физически может ощутить столь трудный поход через океан. Что говорить о сценах в тумане – они сделаны настолько профессионально и так прозрачно, что возникает ощущение, будто сам стараешься не сбиться с пути вместе с героями фильма.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Галина Стрижевская, второй режиссер («Елки», «Хардкор»)

«Пираты Карибского моря»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этот фильм глобальный и требует огромной работы со стороны второго режиссера. Все баталии, корабельные сцены, войска — все на нем. Нужно учитывать мельчайшие детали, соотносить с использованной в фильме компьютерной графикой и так далее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Полосатый рейс»

Все фильмы, связанные с животными, — непростая работа для второго режиссера. Особенно с животными, которые плохо поддаются дрессировке. А тут реальные тигры, с людьми и то сложно, а с ними! Необходимо постоянно под них подстраиваться: животные не могут работать как люди: они хуже понимают команды и устают очень быстро.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Один дома»

Один из самых сложных аспектов моей работы — работа с детьми. Дети непостоянны, нужно всегда учитывать эффект неожиданности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Александр Андрющенко, режиссер монтажа («Притяжение», «Напарник»)

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

С точки зрения драматургии, работы со сценарием и работы с актерами — это самая выдающаяся картина, может быть, не самая широкая, но точно самая глубокая. Здесь драматургия нового уровня, где правильно ставятся вопросы и не даются ответы. Полное погружение в жизнь персонажей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Дюнкерк»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Меня он поразил новой темой, я ее вижу, выделяю, и мне очень радостно, что в большом голливудском кино — и мы хотим это делать в российском — появилась тенденция к гуманизму. Это первый военный фильм, в котором жизнь людей важнее победы. Идея очень важна. Очень смело — сделать военный блокбастер, в котором побег от врага является победой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Большая маленькая ложь»

Это вещь, поразившая меня как режиссера монтажа в первую очередь, удивила еще и способом передачи идеи. У режиссера уникальный стиль: он миксует воспоминания, ассоциации, флешбэки и усиливает этим эмоциональную историю.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Андрей Золотарев, сценарист («Притяжение», «Лед»)

«Сибирский цирюльник»

Могу десять раз пересматривать первый акт фильма, эту сцену в поезде, это сделано очень здорово, там каждый персонаж на месте: юнкера, барышня, пассажиры. Все это происходит в рамках одной сцены, где раскрываются сразу все персонажи. Для меня это отличный пример.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Форрест Гамп»

Нестандартный подход к драматургии, он разваливает все представления о традиционном строении фильма. Там герои бездействуют. Это яркий пример, где герой не делает ни черта. Он является центром Вселенной, где все вращается вокруг него, это контрдраматургично, это противоречит всем принципам игрового кино, но при этом это супер работает. При этом это не является артхаусом, это зрительское классное кино, которое хочется пересматривать. В такой системе построения фильма есть огромная смелость.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Однажды ночью»

В моду входит вялое построение материала, мне нравятся сериалы, потому что со сценарной точки зрения они сейчас зачастую интереснее, чем полный метр. Потому что фильмы задают границы: ты должен уложиться в конкретный срок — и время на раскрытие персонажа строго ограничено. С сериалами все проще, они выходят за рамки всех схем, ты можешь долго экспонировать персонажа, чтобы потом его к чему-либо привести. «Однажды ночью» — один из ярких примеров. Действие, с одной стороны, вялое, а с другой — очень интригующее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дмитрий Широков, специалист по визуальным эффектам («Притяжение», «Викинг», «Лед»)

«Планета обезьян: Война»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему? Потому что впервые удалось создать живых персонажей очень близко к человеку, к тому же животных. Очень убедительных, с мимикой, характером, таких, что ты никогда не задумаешься о присутствии компьютерной графики. Это невероятный шаг в плане качества и уровня наших работ.

«Аватар»

Эта картина показала, что средствами компьютерной графики можно целиком создать мир и персонажей вообще без ограничений в фантазиях. Новая реальность, ни на что не похожая, максимально убедительная. Ты можешь наблюдать за персонажами и за сюжетом, а не смотреть на компьютерную графику. Кроме этого, «Аватар» — потрясающее зрелище, ты вместе с режиссером познаешь новый мир. Я не говорю про технологический уровень. Это та планка, которую вся наша индустрия пытается преодолеть и заломить до сих пор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Бегущий по лезвию 2049»

Это запредельный уровень визионерства и изображения на всех этапах: каждая текстура каждого здания, окошка, лучика света, операторская работа, композиция, освещение, лица актеров, небоскребы... Куда бы ты ни взглянул, все выглядит практически идеально. Даже если убрать людей и события, это будет программа «В мире животных» для визионеров — ты просто можешь получать удовольствие от всего происходящего.

Текст: ЕКАТЕРИНА ПОКЛАД