10 фильмов для тренировки насмотренности
«Любовное настроение» (2000)
В этой любовной драме Вонга Кар-Вая нет четкого сюжета в привычном нам виде. Вместо него — тягучее, статичное и медитативное повествование о двух обманутых супругах, которые в компании друг друга пытаются пережить измену. Картина замечательна в первую очередь визуальным рядом: каждый кадр достоен самого подробного разбора с точки зрения колористики и композиции. Отдельного внимания заслуживают наряды главной героини: по меняющимся образам Су можно отследить все новые сцены фильма, которые на первый взгляд могут показаться одним длинным дублем. При этом все ее платья выполнены в одном силуэте ципао, но выглядят абсолютно по-разному.
«Сладкая жизнь» (1960)
Хрестоматийная классика, которую должны увидеть все, кто интересуется кинематографом, а также модой, поп-культурой и искусством. Фильм, который подарил миру термин «папарацци» (в честь одного из героев — уличного фотографа) и высмеял культуру масс-медиа задолго до того, как это стало мейнстримом. Душевные метания главного героя-журналиста и его поиски любви, счастья и смысла жизни происходят на фоне видов Рима, а сцена с купанием Аниты Экберг в фонтане Треви и вовсе сойдет за отдельную короткометражку. Тот случай, когда каждую секунду хронометража нужно смаковать.
«Отель "Гранд Будапешт"» (2014)
В эту подборку мог бы войти абсолютно любой фильм Уэса Андерсона. Этот режиссер — известный мастер симметричной композиции и яркой цветовой гаммы в кадре. За годы работы он создал целую визуальную Вселенную, в которой всегда безошибочно угадывается его почерк. Но именно «Отель "Гранд Будапешт"» — пожалуй, самая насыщенная в визуальном плане из его картин. И та, с которой можно начинать знакомство с фильмографией Андерсона. Консьерж Густав и портье Зеро Мустафа становятся свидетелями удивительных человеческих перипетий на фоне захватывающих интерьеров старомодного европейского гранд-отеля.
«Под покровом ночи» (2016)
Каким мог получиться фильм, снятый одним из самых выдающихся дизайнеров нашего времени? Только в высшей степени эстетским. История измены, душевных терзаний и изысканной мести происходит на фоне ювелирно выверенных интерьеров и очень стильных образов главных героев. Когда за дело берется Том Форд, даже психологический триллер получается совершенным с точки зрения визуала. Что никак не затмевает блестящей игры актеров, которая удостоилась многочисленных наград, включая «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля и «Оскара» за лучшую мужскую роль второго плана.
«Горькие слезы Петры фон Кант» (1972)
Драма Райнера Вернера Фасбиндера особенно актуальна сейчас, когда тема ментального здоровья в модной индустрии является одной из самых животрепещущих. Главная героиня — успешный дизайнер. Но успех на профессиональном поприще не спасает ее от целого воза житейских проблем: тут и разлад в отношениях с дочерью, и непонимание со стороны матери. Режиссеру отлично удалось передать, насколько хрупок внутренний мир творческого человека. А еще — какими циничными бывают люди, стремчщиеся любой ценой пробиться к славе.
«Диана Вриланд: Глаз должен путешествовать» (2011)
Документальная лента о легендарном редакторе моды состоит из интервью ее коллег, родных и друзей. Они расскажут много личных подробностей о детстве Вриланд, ее дружбе с самыми влиятельными людьми Америки, ее первых съемках, работе с Институтом костюма при Метрополитен-музее. Этот фильм поможет лучше понять, ка устроен глянец и откуда берутся звезды модной индустрии. А также позволит вспомнить о временах, когда ради одной съемки команда журнала могла ехать на другой конец света. Уникальное свидетельство по-настоящему великой эпохи в истории глянца, которая уже никогда не повторится.
«Цвет граната» (1969)
Официальное название, которое прославило фильм по всему миру, было присвоено ему чиновниками: сам Параджанов назвал картину «Саят-Нова». В честь армянского поэта, которому была посвящена картина. Фильм поделен на новеллы о жизни и творчестве поэта. Там почти нет реплик, а кадры в основном статичны. Они представляют собой нечто среднее между гравюрами из средневековых книг, иллюстрациями к учебнику по истории Армении и спектаклем японского театра Кабуки. Параджанов лихо сочетал несочетаемое и объединял стили и эпохи в одну замысловатую, но очень гармоничную картинку. Насыщенную, но не перегруженную деталями. Особенно ему удавалась работа с яркими цветами. Фильм до сих пор вдохновляет фотографов, режиссеров, дизайнеров и художников по всему миру.
«Бегущий по лезвию» (1982)
Приступая к работе над «Бегущим по лезвию», Ридли Скотт отверг идеи доброго десятка художников по костюмам. Все они предлагали примерно одно и то же: футуризм. Он же искал кого-то, кто не отягощен устоявшимися представлениями о научной фантастике. Кого-то со свежими идеями. Этим кем-то оказался дебютант Майкл Каплан. Он пошел от обратного, одев героев фильма о далеком будущем в образы из недавнего прошлого. Созданные им костюмы были вдохновлены кино 40-х и 50-х. Широкие плечи, красные губы и сложносочиненное меховое пальто репликанта Рэйчел напоминают о Джоан Кроуфорд, Марлен Дитрих и Лорен Бэколл. В итоге визуал картины стал настолько знаковым, что превратился в бесконечный источник вдохновения для дизайнеров. Сложно назвать кого-то, кто не посвятил «Бегущему по лезвию» коллекцию.
«Неоновый демон» (2016)
Этот хоррор в декорациях модной индустрии стал одним из самых скандальных фильмов Каннского кинофестиваля — 2016. Оно и понятно: стереотипы о жесткой конкуренции и беспринципности девушек, мечтающих о модельной карьере, доведены здесь до кровавого абсурда. Что поразительно, при этом визуальный ряд фильма завораживающе красив. В общем, зрелище столь же прекрасное, сколь жестокое. Не для слабых духом.
«Запределье» (2006)
Если вы ищете фильм, способный всерьез поразить ваше воображение, то это именно он. Бывший каскадер Рой, получивший серьезную травму из-за неудачного трюка, сочиняет захватывающие сказки для своей соседки по больничной палате — маленькой девочки по имени Александрия. Он придумывает целые фантастические миры, населенные невероятными персонажами. Но все меняется, когда он узнает, что его невеста хочет его бросить и отменить запланированную свадьбу. Трогательная история о том, как хрупок внутренний мир внешне сильного человека. Но не переживайте: эта сказка закончится хэппи-эндом по всем законам жанра.