Вы инвестируете — Эрмитаж реставрирует. Как работает первый музейный NFT-проект в России

Или как заполучить вашу phygital-Венеру
Архивы пресс-службы

Пару лет назад аббревиатура NFT (Non-Fungible Token) не сходила с новостных заголовков. Сегодня, когда эффект новизны спал, «невзаимозаменяемые токены» по-прежнему в активном использовании — и уже не только у молодого крипто-арта, но у вполне традиционных институций. Разбираемся, как Эрмитаж стал первым отечественным музеем, внедрившим в свою работу этот диджитал-инструмент.

«Цифровое искусство» позиционирует себя не просто как инвестиционное, но и благотворительное начинание. По словам Алевтины Камельковой, генерального директора ООО «Цифровое наследие», проект придуман с целью «создать технологическую платформу для развития культурного наследия, поддержки музеев с помощью популяризации процесса сбора пожертвований». Такая геймификация уже помогла продать 45% токенов. Все вырученные средства Эрмитаж планирует потратить на реставрацию шедевра Лукаса Кранаха Старшего «Венера и Амур».

Для начала вспомним: зачем нужен NFT?

Технология NFT возникла в ответ на нужду диджитал-художников хоть как-то регулировать вопросы авторского права: нематериальное искусство и его авторы действительно очень уязвимы из-за самой природы Интернет-среды. Токены NFT позволяют защитить художников от плагиата и помогают им наладить прямую и прозрачную связь с коллекционерами. В виде NFT-токена могут продаваться права на физический арт-объект или же на phygital-произведение на стыке физического (physical) и (digital) цифрового измерения. К последней категории можно отнести и проект Государственного Эрмитажа.

Фреска «Венера и Адонис» (школа Рафаэля), 1518 год
Фреска «Венера и Адонис» (школа Рафаэля), 1518 год
Государственный Эрмитаж
Фреска «Венера и Амур на дельфинах"(школа Рафаэля), 1518 год
Фреска «Венера и Амур на дельфинах"(школа Рафаэля), 1518 год
Государственный Эрмитаж

Что именно продает Эрмитаж?

Еще в 2021 году Эрмитаж пытался продавать NFT-копии картин из собственного собрания, включая работы да Винчи и Кандинского. Эксперимент не удался из-за проблем с платежной системой, поэтому для второй попытки музей применил другую тактику. Три фрески первой половины XVI века, принадлежащие школе Рафаэля, были «поделены» на 20 частей. Видео об их реставрации (до, в процессе и после) и закреплены в токенах.

Нажмите и смотрите

Как это работает?

Каждый токен стоит 135 000 руб. Сперва вам нужно выбрать, за реставрацией какой фрески вы хотите наблюдать, а затем — дождаться звонка от менеджера и пройти с его помощью регистрацию на специальной платформе Atomyze, которая отвечает за техническое сопровождение «Цифрового искусства».

Как сказано на сайте компании, Atomyze — это «первая в России регулируемая информационная система для выпуска и обращения ЦФА». ЦФА расшифровывается как «цифровые аналоги активов». Токены «Атомайз» называются ГПЦ (гибридные цифровые права) и представляют собой те же NFT, но узаконенные в РФ.

Обладатели токенов ГПЦ могут их перепродавать. В первые 5 лет после покупки закрепленные в токенах видео разрешается использовать в личных некоммерческих целях, а затем — и в коммерческих.

https://цифровое-наследие.рф