В Эрмитаже открылась выставка легенды эпохи ар-деко Мариано Фортуни
Живописец, сценограф, кутюрье, изобретатель, удачливый предприниматель Мариано Фортуни (1871-1949) как будто прожил не одну жизнь, а несколько. Испанец по рождению, он много лет провел в Венеции, навеки связав свое имя и судьбу с этим городом. Там до сих пор работает основанная им текстильная компания, а палаццо Фортуни с полностью сохранившимися интерьерами превращен в музей, где проходят интригующие по замыслу и блистательные по исполнению выставки современного искусства. Объекты из коллекции музея и архивов компании Fortuny составляют ядро выставки «Мариано Фортуни – Волшебник из Венеции. Коллекционер. Художник. Кутюрье», открывшейся при поддержке итальянской компании Lavazza.
«Секрет изготовления хорошего кофе – блендинг, смешение разных сортов кофейных зерен в правильной пропорции. По сути, Фортуни тоже занимался блендингом – смешивал друг с другом разные виды искусства», – сострила приехавшая на открытие Франческа Лавацца, член совета директоров и правнучка основателя фирмы. С венецианскими музеями у этой марки давние связи. «Мы поддерживаем объединение "Городские музеи Венеции", куда входит и Палаццо Фортуни, – объяснила Франческа. – Кроме того, продвигаем итальянское искусство по всему миру: спонсировали две выставки футуристов в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, и только что заключили соглашение о партнерстве на три года с Эрмитажем».
Кураторы выставки не пытались объять необъятное и сосредоточились на достижениях мастера в области моды и производства текстиля. Переехав в 1902 году в Венецию вместе с женой Анриеттой, своей музой и неизменным соавтором, Фортуни открыл фабрику тканей – поначалу он лишь копировал старинные образцы, но вскоре стал придумывать собственные орнаменты во вкусе входившего в моду стиля ар-деко и невиданные прежде технологии обработки текстиля. Чтобы показать, их каких источников черпал вдохновение дизайнер, кураторы выставки включили в экспозицию средневековые коптские и итальянские ткани. Творческий процесс показан во всех деталях: эскизы узоров, пробные отпечатки, образцы тканей и даже камни для печати. И, разумеется, сами ткани и сшитые из них платья. Кураторы дают зрителю возможность изучить процесс работы кутюрье от начала до конца: зачастую в одной витрине представлены эскиз, фрагмент полотна и готовое изделие из него. Представлены как антикварные, так и современные ткани, которые до сих пор выпускаются по эскизам дизайнера.
Фортуни изобрел и запатентовал технологию плиссировки, соединил ее с покроем, позаимствованным у античной туники – получилось струящееся платье-дельфос, превращавшее каждую женщину в древнегреческую богиню. Первыми его оценили самые смелые модницы того времени – эксцентричная аристократка маркиза Казати, баронесса Ротшильд, актриса Элеонора Дузе, танцовщица Айседора Дункан (на выставке представлена увеличенная копия снимка, на котором она запечатлена с дочерью и Сергеем Есениным. Обе дамы в платьях от Фортуни). О связи творчества Фортуни с наследием античности напоминают включенные в экспозицию древнегреческая скульптура и керамика. Нашлось в залах выставки место и для живописных и театральных работ мастера – эскизов декораций, чертежей придуманных им механизмов. Не оставили без внимания и семью дизайнера – зрителям представлены портреты его жены Анриетты, знаменитая эрмитажная ваза Фортуни, когда-то принадлежавшая его отцу, живописцу Мариано Фортуни-и-Марсала. Всего в залах Главного штаба собрано больше 150 экспонатов – достойный повод взять билет на «Сапсан», не дожидаясь сезона «белых ночей».
Выставка открыта в Государственном Эрмитаже в здании Главного Штаба с 7 декабря 2016 по 13 марта 2017 года.