Почему «Синие зубы» Уно Моралеса — выставка, которая нам нужна

Во-первых, это красиво
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В галерее «Триумф» открылась выставка российского диджитал-художника Уно Моралеса «Синие зубы». TheSymbol.ru прогулялся по затянутым синим бархатом залам и решил объяснить, почему эта пиксельная история об одном похищении — именно то, чего так не хватало столичной выставочной жизни.

Это флешбэк из детства

Произведения искусства всегда становятся милее, вызывая припоминания: «Что-то такое было и в моей жизни». Как и миллионы перестроечных детей, Уно Моралес бывал в детских (по старинке — пионерских) лагерях. Если точнее — в лагере «Звездочка». А в пионерских лагерях главное что? Ночные страшилки. «Синие зубы» — одна из них. Сюжет вполне классический: девушка-сиротинушка ослушалась мудрую бабушку, пошла на танцы и познакомилась там с загадочным Человеком с Синими Зубами — сгустком темных сил вроде красных занавесок или гроба на колесиках. Естественно, девушка исчезла навсегда. Моралес решил вывести этот детский фольклор на новый уровень. В этом смысле «Синие зубы» — проект ностальгический.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У выставки есть сюжет

В отличие от большинства произведений современного искусства, у «Синих зубов» есть вполне четкий сюжет. Вот героиня болтает по телефону в своей девичьей спальне образца поздних 80-х (на стене — плакат Duran Duran, на голове — лихой начес). Вот хлещет винчик в подворотне. Вот — зависает у бара в местном клубе. Видит того самого человека с синими зубами — и понеслась. Обойдемся без спойлеров. По своей сути проект Моралеса — комикс. Оттачивая свою фирменную черно-белую пиксельную эстетику, художник обращался к эстетике японской манги 80-90-х годов. И сюжет, и язык ярких понятных образов приближает совриск к самой широкой аудитории, привыкшей воспринимать как окружающий мир, так и всякий другой «контент» в инстаграмно-сериальном формате. И это приятно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это родное

Комикс — жанр заграничный. А потому на первый взгляд картинки и герои Моралеса как бы не наши, а какие-то заморские. Но стоит присмотреться — и мы увидим, что герои бредут по типичному панельному спальнику, злополучный клуб называется «Вечные огни», свою добычу Синие Зубы увозит на «Волге», а на руке одного из самых странных персонажей красуется наколка: «О том, что помнишь, позабудь». Позаимствовать заморскую форму и набить ее сугубо российским содержанием — секрет успеха большинства выдающихся явлений нашей культуры. А потому и «Синие зубы», скрестившие мангу с перестройкой (которая по-прежнему тлеет где-то внутри ее ровесников), воспринимаются на ура.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ожидании «Твин Пикса»

Вглядываясь в видео и фрагменты «Синих зубов», поневоле чувствуешь на себе пытливый взгляд Квентина Тарантино и расслабленно-насмешливый — Дэвида Линча. При чем здесь они? «Синие зубы» щеголяют гротескными эмоциями — кровь здесь брызжет, тела разрываются, эротизм в парочке фрагментов почти возбуждает. Все по Тарантино. И потом, где мы в последний раз видели черно-белую резню по мотивам японской классики? В «Убить Билла». При этом сама история — мистическая, странненькая такая. О том, что что-то не то, чем кажется. Совсем как у Линча. А синий бархат, которым декорирована экспозиция, эти вольные ассоциации лишь усиливает (особеноо если пригубить «кастомизированный» коктейль Absolut Blue Teeth). Поэтому поход на Моралеса станет не самым очевидным, но очень полезным способом скрасить томительное ожидание нового «Твин Пикса».

Это просто красиво

Последняя причина, пожалуй, едва ли не самая главная. «Синие зубы» — это красивый проект. А по красоте любители современного искусства соскучились наверняка. Ведь оно уже лет сто как сместило акценты с визуальных наслаждений на удовольствия умственные и концептуальные. Встречать исключения из правил, тем более ковыляя по свежему апрельскому снегу, всегда приятно.