Новая телесность: как современные художницы изображают тело
Человеческое тело, его хрупкость и сила, всегда было ключевым образом классического искусства. Как его переосмысляют современные художницы, мы спросили у пяти участниц ярмарки современного искусства Cosmoscow, чьи работы можно будет увидеть с 15 по 17 сентября в Гостином Дворе.
Ирина Петракова, по образованию скульптор и график, рассказывает, что в своем творчестве двигалась от вполне реалистичной живописи к абстрактной. При этом в сюжетах и техниках перемена шла наоборот к живому и одушевленному, к тому, что сейчас в её работах безошибочно распознается как плоть: «Мне интересно, что прячется на границе живого и неживого, как оно прорывается из абстрактного. Телесную форму зачастую имеют ужасы сознания. И тема телесности важна для меня сейчас, именно потому что сегодня мы видим чудовищные ошибки духа».
«Начинала я с фигуративных картин, где я пыталась представить себе образы в пластике, ближе к танцу. Меня интересовало, возможно ли выразить изобразительным языком, через тело человека, его ритм, состояние. А потом я вдруг провалилась вовнутрь». Елена Ямлиханова от передачи откровенной сексуальности в живописных работах перешла к желанию передавать личные эмоции на уровне самого первого их ощущения: «Я удивляюсь каждый раз наблюдая внутри неожиданные реакции на внешний мир, как он преломляется, прорываясь внутрь, проходя через грани личной истории и моего химического состава. Тело, рождающее образы момента, ощущения, нежности в дальнейшем коверкается памятью, пониманием тлена и природного порядка».
Художники-зумеры, углубившись в цифровые технологии, размышляют о будущем телесности и оболочки-материи на другом уровне. Ксения Обуховская в новом проекте «Soft Infiltration», используя 3D печать, полиморфус и силикон, заглядывает в биотехногенное будущее, где телесная оболочка эволюционирует, плоть приобретает флюидность, оставляя NFT-прообраз в цифровом пространстве, уже неосязаемый, почти совсем неживой. Это неживое тело может вполне по-разному осмысляться, оставаясь главным сюжетом для выстраивания образности вокруг него, минуя эволюционные концепции.
Специально для Cosmoscow художница Людмила Баронина завершает подготовку новой серии работ «Сад памяти» из тканей и керамики. Керамические урны — у Людмилы ассоциируются с домом для тела, который хранит его после смерти. Это неживое, переработанное тело, без души, но зато накрепко хранящее воспоминание о своем носителе. Так можно прикоснуться к воспоминания о теле физически, но главное, вернуться мыслями к его владельцу.
Конечно, для многих художниц в формировании сюжетов, связанных с телесностью, остается главным любование реальным человеческим телом из плоти и крови. «В окружении людей, особенно в общественном транспорте, когда люди вынуждены находится близко друг к другу, я могу так внимательно погрузиться в любование чьей-то коленкой или изгибом лопатки, что со стороны это может выглядеть странно», — рассказывает еще одна участница ярмарки Виктория Кошелева. Молодая художница раскрывает образ человеческого тела по-разному, иногда это больше сказочные, фольклорные образы, а иногда почти станковый портрет. В какой-то момент Виктория тренировалась по методике одной из представительниц танцевально-двигательной терапии Мэрион Чейз, чтобы освободиться от блоков и полноценно погрузиться в процесс создания произведения. «Благодаря этому и в самом изображении человека появлялось больше трансцендентного».
Где на Cosmoscow можно увидеть работы художниц:
Ирина Петракова – IRAGUI Gallery
Елена Ямлиханова – ART brut Gallery
Ксения Обуховская – выставка Phygital Is the New Digital
Людмила Баронина – проект «Помпея», на стенде URAL VISION GALLERY и ARTTUBE EDITIONS
Виктория Кошелева – SERENE
Приобрести билеты на ярмарку можно по ссылке