NFT-инструкция: как сделать карьеру в мире крипто-арта
Каким бы неповоротливым ни был мир искусства за последние несколько месяцев ему пришлось серьезно пересмотреть свои взгляды: NFT-арт уверенно завоевываем место в сердцах и кошельках коллекционеров. В подтверждение тому цифры: картину художника Beeple продали за $69 млн., а суммарная стоимость диджитал коллектиблз CryptoPunks – более $700 млн.
Так на днях один из самых известных мировых моушн-дизайнеров и VFX-художников Данил Криворучко перевел в NFT свой проект KSOIDS – теперь обаятельных 3D-персонажей активно скупают неравнодушные к цифровому искусству. Как и CryptoPunks, каждый из KSOIDS, а всего их тысяча, уникален. Сейчас на платформе OpenSea, где они представлены, «Ксоиды» занимают первую строчку. Мы решили узнать из первых уст, как сделать карьеру в крипто-арте у самого Данила.
С чего началась ваша карьера?
Моей первой работой, связанной с дизайном, было место, где нужно было делать этикетки для рыбных консервов – веселое время! Потом небольшое рекламное агентство в Симферополе. Когда закочил ВУЗ (отучился очно сначала на программиста, а потом еще на графического дизайнера), уехал в Москву – там прошел еще через несколько студий, дорос от дизайнера до креативного директора и восемь лет назад понял, что пора двигаться дальше. Мы с женой решили поехать в Нью-Йорк и в результате остались тут. Три года назад я ушел с постоянной работы на фриланс и с тех пор успел посотрудничать со многими студиями и клиентами от Apple и Intel до Nike и Boeing, параллельно продолжая делать свои персональные проекты.
Какие были решающие факторы в ее развитии?
Мне несколько раз предлагали должности, где я бы зарабатывал больше, но делал менее интересные мне вещи – вместо этого я всегда выбирал то, что мне по-настоящему хотелось делать, чтобы даже после 14-часового аврала в студии приходить домой довольным. В конечном итоге это окупилось.
Желание учиться и не бояться перемен тоже сыграло большую роль. Я начинал как графический дизайнер, потом ушел в веб и интерактив, потом в арт-дирекшн и креатив, далее в 3D и моушн, оттуда в визуальные эффекты – каждая такая смена была жутким стрессом. Но меня это только подстегнуло быстрее развиваться. Сейчас получается делать проекты на стыке всего, чему я научился – это дает какую-то дополнительную степень свободы.
В какой момент вы познакомились с NFT-артом и стали его частью?
Криптовалютами я начал заниматься в 2017–м — примерно за месяц до первого массового «взлета». Про смесь крипто-технологий и искусства я впервые услышал от Андрея Алехина (основатель платформы Snark.Art, продюсирующей этот и не только блокчейн-проект, – прим. The Symbol) в октябре 2019–го – на тот момент он сделал уже несколько таких проектов со своей компанией и ему нужна была помощь моушн-дизайнера на очередном. С тех пор я мониторил что происходит в этом направлении, но серьезно в тему не погружался до начала 2021–го. Тогда у Beeple продались работы за минуты на какие-то совершенно сумасшедшие для меня суммы и тогда же в инстаграмм-лентах знакомых мне по нью-йоркским студиям дизайнеров стали появляться сообщения о продажах их работ за крипту. Я решил попробовать– подал заявку на площадку KnownOrigin, подождал недели две и получил статус артиста. Помню, как выложил ночью свою первую работу, а утром проснулся с уведомлением, что ее уже купили.
Три совета, как разобраться в мире крипто-искусства?
Сначала узнайте, как работает крипто-валюта, в частности, как работает Ethereum (большинство крупных НФТ-площадок сейчас использует именно его как основной блокчейн). Это довольно молодая технология и в ней все еще много технического жаргона, не все сделано так гладко для пользователей по сравнению, например, с обычными банковскими услугами. Ситуация меняется в лучшую сторону, но на все нужно время.
Разберитесь с базовыми правилами безопасности в крипто-мире – глупо будет потерять заработанное на продажах (или, наоборот, все купленные работы) из-за небрежности или незнания элементарных правил защиты.
Заведите твиттер-аккаунт. Так сложилось, что практически все крипто-арт комьюнити живет в твиттере. Как и все связанное с криптой, крипто-арт очень динамично меняется – появляются новые площадки, новые перспективные артисты и т.д. Подписавшись на несколько коллекторов, следящих за рынком, вы автоматически будете в курсе 80% новостей. Дальше уже расширяйте свою сеть в зависимости от интересов.
Как убедить консервативно настроенных людей в том, что цифровое искусство ровно такое же по значимости искусство, как и любое другое?
Попробуйте представить наш мир без цифровых технологий. Получается? Вот поэтому нет ни одной причины, почему цифровое искусство должно в чем-то уступать «обычному». Классический арт-рынок очень инертен, но рано или поздно он вынужден будет признать что мир изменился и продолжает меняться. Даже если хайп NFT «схлопнется» в ближайшие месяцы, диджитал-арт все равно найдет дорогу в мир «большого» искусства, если не сейчас, так через год-другой. Мы проводим огромное количество времени в цифровом пространстве – арт должен стать его частью так же, как стала музыка, фотография и кино.
На какие крипто-проекты последнего времени стоит обратить внимание? За какими художниками стоит особенно внимательно следить?
За теми, чье творчество вам интересно! Мне трудно судить с позиции коллекционера, который рассматривает искусство как способ инвестиций. Я смотрю на крипто-арт рынок как художник, поэтому мне в работах интересна в первую очередь творческая часть, а не ценник. К тому же сейчас на рынке хаос из-за общей молодости технологии и часто цена, по-моему мнению, совершенно не соответствует ценности работы как в плюс, так и в минус. Развивайте свой собственный вкус и следите за происходящим: в крипте за неделю происходит больше изменений, чем в обычном арте за годы.
На примере KSOIDS расскажите весь путь: от появления идеи до запуска продаж на Open Sea и успехе проекта?
«Ксоидов» мы придумали с моей женой Викторией еще в 2013–м. Мы тогда только переехали в Нью-Йорк из Москвы, мне важно было засветиться в новой для себя среде, так что я делал много персональных проектов. «Ксоиды» родились из моей любви в генеративному искусству и любви Виктории к милым существам. К нашей радости проект получился успешным – про него написали многие около-дизайнерские блоги и он сильно повлиял на решение моей первой нью-йоркской дизайн-студии взять меня в штат. Мне даже пришло предложение от какой-то китайской фабрики начать производство физических игрушек – к счастью, я тогда отказался. Проект пролежал в портфолио восемь лет, периодически я возвращался на сайт, смотрел на случайные пары – «Ксоиды» оставались все такими же милыми.
Недавно фейсбук (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) напомнил о моем анонсе проекта восьмилетней давности, я перепостил картинку, и Андрей написал, что классно было бы из них сделать коллекцию NFT. Я подумал «Ха, получается, я сделал диджитал коллектиблз до того, как это стало темой!» Мы созвонились и пошел процесс. Примерно месяц у нас ушел на поиск и восстановление проекта из давно забытых бэкапов (восемь лет для 3D это уже археология), создание и тестирование смарт-контракта, который выдавал бы покупателям случайного «Ксоида», подготовку сайта и других материалов для запуска. 22–го апреля мы запустились, а дальше уже история: за четыре дня мы продали больше 80% коллекции и по объемам попали на первое место среди новых коллекций на платформе OpenSea и вошли в десятку среди всех коллектиблз там же.
Что бы вы посоветовали тем художникам, кто только начинает свой путь в цифровом искусстве?
Не иметь завышенных ожиданий. Медиа фокусируются на больших именах и продажах и кажется, что каждый мгновенно может продаться за десятки тысяч – это неправда. Делайте интересные проекты, делайте их регулярно и рано или поздно вас должны заметить. Удачи!
«Ксоиды» могут не только пополняют арт-коллекции и оказываются выгодной инвестицией, но и помогают дикой природе. Так, Данил и Виктория жертвуют 20% от каждой продажи «Ксоидов» в благотворительную организацию Orangutan Outreach Charity Fund. Деятельность фонда направлена на реабилитацию орангутангов, которых держали в неволе в качестве домашних животных, чтобы те могли вернуться к привычному образу жизни. Сейчас для фонда уже собрано более $37 тыс. Посмотреть коллекцию можно по ссылке.