«Мой проект – моя психотерапия», – фотограф Анна Матвеева о целительной силе искусства и зрелой красоте
Это осенью в Галерее классической фотографии открылась выставка Анны Матвеевой «Уникальности» – история о женском теле и старении без прикрас и ретуши. Проект созвучен не только актуальной повестке, но и переживаниям самой Анны. Мы поговорили с художницей о ее решении посвятить себя творчеству, о стандартах красоты и любимых художниках.
Давайте немного поговорим о прошлом. Вы помните своё самое первое фото? Как Вы пришли в профессию?
Если говорить о первом фото, сделанном после понимания того, что мне хотелось бы заниматься фотографией, то, да – я помню его. Лет в 14 я начала активно снимать, при чем все подряд, в основном это были фотографии ни о чем – друзья, прогулки, школа – обыденность, приблизительно то, что сейчас в соцсетях. Отличие было в том, что была пленка и максимум 36 кадров, а не бесконечная память телефона. И фотографии тогда было невозможно выложить в общий доступ. Заниматься профессионально фотографией я начала значительно позже, уже после экономического образования во ВГИКе и после работы в кино в качестве организатора кинопроизводства. В определенный момент я приняла радикальное решение заниматься тем, о чем мечтала. Я стала отказываться от работы на проектах организатором и начала предлагать себя как фотографа на площадке, так как из кино совсем не хотелось уходить. И параллельно я начала осваивать студию, приглашая знакомых актрис делать портреты. Из этих фотографий через пару лет я сделала первую персональную выставку «Актрисы».
Сегодня все выкладывают огромное количество фотографий. Случалось ли, что абсолютно непрофессиональное фото Вас сильно потрясло и вдохновило?
Фото, которое сделал мой девятилетний сын в самолете, уже при выходе пассажиров по проходу между сиденьями. Этот кадр – просто совпадение лиц, мимики, расстояния, но столько в ней смысла. И я ее выложила в Инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) по его просьбе. Конечно, бывает, что непрофессиональные фотографии потрясают. Но в основном это случайность.
А если говорить про художественное фото, что из последнего произвело самое мощное впечатление?
Я не сильно слежу за современными фотографическими выставками или фотографами. Почему-то не чувствую в этом необходимости. Но часто мощное впечатление на меня производят снимки в основном репортажные, которые нам рассказывают историю прошлого или настоящего. Фотографии в горячих точках или фотоистории об эмиграции, митингах, например, или съемки тех же бэкстейджей в кино или на модном показе. Если говорить о портретах, то самое сильное впечатление на меня уже давно произвел Питер Линдберг.
Расскажите про Вашу новую выставку «Уникальность»? О чем этот проект ?
Мой проект – моя психотерапия. В «Уникальности» мне хотелось раскрыть состояние женщины, когда она вступает в зрелый возраст, как она в нем существует и каким образом справляется с ощущением уходящей молодости. Это серия о любой женщине, так как мне кажется, мы все рано или поздно задумываемся, кто мы и что дальше с нами будет. А происходит это, когда мы чувствуем в себе перемены: и внутренние, и внешние. Я обезличила моих моделей, оставив только тело, чтобы каждая могла себя с ними соотнести.
Тема проекта очень трендовая, фотографии без ретуши в глянцевых журналах и на рекламных имиджах, бодипозитив в социальных сетях. Вам это близко?
Вы же видите мои работы: сплошной бодипозитив и никакой ретуши. И мне кажется это красивым и настоящим. Мне бы очень хотелось видеть в журналах и соцсетях реальных девушек, с той кожей которая у них есть, с теми морщинками и разрезом глаз, с настоящей фигурой. Я сейчас не про свет работу визажистов, а про фильтры и «Фотошоп». Ведь мы же все уникальны. Поэтому мне нравятся строгость и форма черно-белой фотографии. Ты не акцентируешься только на свете и тени, создаешь с их помощью свой рисунок.
Чем эта выставка отличается от предыдущих?
Для меня это настоящее первое событие, где не было привязки к кинематографу. Так как мой круг общения и моя работа вплотную связаны с кино, то и предыдущие проекты были о нем. Первая выставка «Актрисы» – портреты российских актрис, а вторая, «Левиафан. Процесс», проект сделанный во время съемок картины «Левиафан». В серии «Уникальность» не снялось ни одной актрисы, кроме Анастасии Нувель, которая стала символом проекта, после того, как я сняла ее в арт-видео для этой выставки. В «Уникальности» я чувствую самостоятельную реализацию. Здесь только мое собственное высказывание.
У Вас кинематографическое образование. Планируете ли вы работать и в этом направлении? Ждать ли фильм от Анны Матвеевой?
Расставаться с кино-площадкой я не могу и не хочу. Я обожаю съемочную атмосферу. Поэтому и рада работать фотографом на площадках, пусть это бэкстейдж и не совсем самостоятельный проект. Для «Уникальности» я сняла два маленьких фильма, как я их называю «арт-видео», одно непосредственно по теме выставки и второе для компании «Institut Esthederm» и их бренда «Excellage», которые поддерживают выставку. Пусть и короткий, но невероятно творческий и емкий процесс вдохновили меня на то, чтобы действительно, сделать что-то самостоятельное кинематографическое.