Математический подход: Зинаида Серебрякова в цифрах
В Третьяковке 5 апреля открылась масштабная ретроспектива Зинаиды Серебряковой. Прежде чем познакомиться с работами одной из первых выдающихся женщин в искусстве, изучаем биографию художницы.
2
Зинаида Серебрякова родилась в 1884 году в имении Нескучное (ныне — село в Харьковской области Украины). Здесь она провела первые два года жизни. Семья у Серебряковой была необычная. Ее дед по материнской линии — известный архитектор Николай Бенуа. Знаменитый художник Александр Бенуа был ее дядей. Его сестра Екатерина, мать Серебряковой, в молодости была художником-графиком. А Евгений Лансере, отец художницы, был популярным скульптором. Неудивительно, что уже в юности Зинаида решила связать жизнь с искусством.
16
В 16 лет Серебрякова поступает в художественную школу, основанную знаменитой меценаткой княгиней Марией Тенишевой. В те годы там преподавал сам Илья Репин. На этом тяга Серебряковой к самосовершенствованию не закончилась — в 1902-1903 годах она путешествует по Италии в лучших традициях предшествующих поколений русских художников. А в 1905-1906-м занимается в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. Там она выходит замуж за своего двоюродного брата Бориса Серебрякова. Из Парижа художница возвращается в Петербург и начинает активно работать.
1910
Известность пришла к Серебряковой довольно рано — в 24 года. В 1910-м на выставке Союза русских художников был показан ее хрестоматийный портрет «За туалетом» — Совет Третьяковской галереи тут же приобрел полотно. Эта легкая, пронизанная утренним светом картина не так проста, как кажется. Художница изобразила свое отражение в зеркале — в результате мы смотрим на прихорашивающуюся Серебрякову ее же собственными глазами. Выставку 1910-го, столь важную для карьеры Серебряковой, организовал «Мир искусства», однако сама она присоединится к этому декадентскому обществу лишь год спустя.
И снова 2
Комсомольская площадь, 2, — таков адрес Казанского вокзала в Москве. Мало кто знает, что по приглашению Александра Бенуа в 1916 году Серебрякова приняла участие в работе над вокзальными интерьерами. Художница создала эскизы четырех композиций с женскими фигурами, воплощающими восточные страны: Японию, Индию, Турцию и Сиам. Но революция помешала воплотить проект в жизнь.
4
В 1910-х Серебрякову занимает крестьянская тема. В 1915-м она завершает картины «Жатва» и «Крестьяне». Самое главное «крестьянское» полотно Серебрякова написала в революционном 1917-м. «Беление холста» изображает четырех крестьянок — низкая линия горизонта и скульптурная светотень придают женским фигурам монументальности, художница превращает прозаичную рутинную работу в торжественное, ритуальное действо.
1924
Революция перевернула жизнь Серебряковой с ног на голову — родное имение Нескучное было разграблено, фамильный дом сожжен, а художественная мастерская разрушена. После внезапной кончины мужа в 1919 году Серебрякова остается практически без средств к существованию. Некоторое время художница зарабатывает на жизнь в Харьковском археологическом музее, где создает эскизы экспонатов. А в 1920-м перебирается в Петроград. Открестившись от новоявленных революционных сюжетов, Серебрякова остается верна эстетике мирискусников. В ее полотна проникает театр — в те годы ее старшая дочь Татьяна начинает заниматься балетом. Переломным в жизни Серебряковой стал 1924-й — в этом году ее работы впервые показывают в Америке, а сама художница отправляется в Париж — там ей заказывают масштабное декоративное панно. На родину Серебрякова больше не вернется.
36
Эмигрировать Серебрякова не собиралась, но назад в советскую Россию ее не впустили. Вскоре к ней перебрались двое детей — Александр и Екатерина. Двум другим — Евгению и Татьяне — выбраться из СССР не удалось. Со старшей дочерью Серебрякова увидится лишь спустя 36 лет — эпоха оттепели смягчила советские порядки, и в 1960-м Татьяне разрешили навестить мать.
23
Целых 23 года Серебрякова живет с паспортом беженки — французское гражданство ей дают лишь в 1947 году. Современники отмечали, что в эмиграции художница вела замкнутую жизнь, общаясь в основном с бежавшими от революции знакомыми по Санкт-Петербургу. Она пишет пейзажи во Французской Ривьере, в Провансе, Бретани, Швейцарии и Италии. И два раза посещает Марокко — в 1928 и 1932 годах. В серии марокканских этюдов наконец-то реализовался интерес художницы к экзотике, заметный еще в эскизах к ориенталистскому убранству Казанского вокзала.
82
Зинаида Серебрякова ушла из жизни в 1967 году в возрасте 82 лет. Как и многие известные современники, художница была похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.
5,9
Работы Серебряковой продолжают удивлять и спустя десятилетия после кончины художницы. В 2015 году ее картина «Спящая девочка» была продана на аукционе Sothebyʼs за астрономические $ 5,9 миллиона при оценочной стоимости всего в $ 600 000. Это одна из тех самых картин, что выставлялись в Нью-Йорке в 1924 году. Примечательно, что первый владелец Борис Бахметьев приобрел ее всего за $ 500. Теперь «Спящая девочка» — одно из самых дорогих произведений в истории российского искусства.