Куратор выставки «Другие берега» — о 4 картинах с удивительной историей, которые 100 лет назад покорили Нью-Йорк
В 1924 году увлеченная искусством публика Нью-Йорка познакомилась с лучшими примерами русского искусства начала XX века. В Большом центральном дворце состоялся крупнейший в США показ отечественных произведений — в центре Манхэттена было представлено более 1000 работ лучших русских авторов.
На выставке было продано порядка 90 работ на сумму более 50 0000 долларов: среди покупателей можно встретить дизайнера Луиса Комфорта Тиффани, бизнесмена Чарльза Крейна, композиторов Федора Шаляпина и Сергея Рахманинова, а также одного из попечителей русской выставки — издателя Уильяма Херста. Особой популярностью пользовались картины художников-реалистов, а также пейзажи, сцены крестьянской жизни, русских праздников и гуляний. Новое искусство — авангард, фовизм, кубизм — осталось непонятым американской публикой.
Спустя почти сто лет Музей русского импрессионизма покажет, как выглядела экспозиция 1924 года. Кураторам удалось найти несколько сотен произведений, которые после американских гастролей были рассеяны по всему миру. Увидеть знаковые работы можно будет на выставка-исследовании «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» с 16 сентября по 16 января.
Вместе с куратором выставки Ольгой Юркиной рассказываем о кропотливых, почти детективных поисках некоторых работ, а также об их судьбах и оценках в американской прессе 1924 года.
Николай Богданов-Бельский. За работой (Свет фонаря)
Николай Богданов-Бельский долгие годы принимал участие в выставках передвижников и развивал их традиции. Со временем манера его живописи менялась, в ней появлялось все больше импрессионистических черт. Художник любил обращаться к деревенским сюжетам, особенно часто героями его картин становились дети.
На выставке в США было представлено не менее 11 работ Богданова-Бельского, пять из которых, включая эту, были проданы из-за популярности русских сюжетов. Участие этого полотна удалось подтвердить благодаря описанию картины в газете Brooklyn Life (1924, Mar. 29): «Two children bending over a lantern set on the ground which throws its light over grass, the leaves of the trees and bushes above and the stooping children’s faces».
Илья Машков. Портрет Николая Ивановича Скаткина
Один из основателей художественного объединения «Мир искусства», Илья Машков пробовал себя в разных стилях и жанрах. В 1910-е годы он создал наиболее авангардные работы, в которых сочетались черты фовизма и примитивизма, в 1920-х его стиль стал более сдержанным и рафинированным. В Америку художник отправит свои картины последних лет: половину из 20 работ, участвовавших в выставке, составляли натюрморты.
Выставлялись в экспозиции и портреты: например, «Портрет Николая Скаткина» был высоко оценен американской публикой. «Он написал "Мужcкой портрет", который при достаточной обобщенности образа прекрасен и тонко подмеченными чертами характера. Блики на стеклах так сияют, что только с близкого расстояния убеждаешься, что очки не были прикреплены на законченную картину», — писали в SPUR magazine. Интересно, что первоначально картина называлась «Мужской портрет», уточнение «Портр. мужск. Скаткина» было приписано самим художником при получении работы в январе 1927 года.
Петр Кончаловский. Перед зеркалом
Петр Кончаловский был одним из основателей художественного объединения «Бубновый валет», члены которого вдохновлялись новой французской живописью.
В картине «Перед зеркалом» четко прослеживается влияние Поля Сезанна: широкие мазки, приглушенные цвета. Интересно, что Петр Кончаловский написал два варианта работы. Первоначально считалось, что в Америку был отправлен тот, где девушка повернута лицом к зрителю, а не спиной. Однако на фотографии экспозиции 1924 года команде Музея русского импрессионизма удалось разглядеть правильный вариант представленного полотна. Участие этой картины в выставке также было указано в каталоге собрания Государственной Третьяковской галереи, а ее репродукция опубликована в газете Денвера The Rocky Mountain News.
Сергей Виноградов. Монастырь. Весна идет
В Америку Сергей Виноградов, один из основателей «Союза русских художников», отправился в качестве председателя выставочного комитета. Выставка 1924 года в корне изменила его жизнь: уехав из Москвы в Нью-Йорк, художник навсегда покинул Россию. После окончания нью-йоркской экспозиции он остался жить в благополучной и спокойной Риге. Произведения Сергея Виноградова охотно приобретались коллекционерами: известно, что одну из работ купил Луис Комфорт Тиффани, первый директор по дизайну Tiffany & Co.
На американской выставке Сергей Виноградов представил три пейзажа с видами Марфо-Мариинской обители, один из которых был приобретен еще до официального открытия экспозиции Сергеем Рахманиновым, эмигрировавшим из России в 1918 году. В 1925 году семья Рахманиновых покинет США и переедет в Европу — работа Виноградова найдет свое новое пристанище в Швейцарии, на вилле Сенар, где композитор жил с 1932 по 1940 год. До сих пор этот пейзаж располагается в интерьере виллы на том же самом месте, что и при жизни композитора. К сожалению, полотно не удалось привезти в Россию, однако посмотреть на него можно будет в каталоге выставки.