Куратор выставки «Другие берега» — о 4 картинах с удивительной историей, которые 100 лет назад покорили Нью-Йорк

В 1924 году публика Нью-Йорка познакомилась с лучшими примерами русского искусства начала XX века — а в этом сентябре часть работ с той легендарной выставки можно увидеть в Музее русского импрессионизма
Музей русского импрессионизма
Музей русского импрессионизма
rusimp.su
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1924 году увлеченная искусством публика Нью-Йорка познакомилась с лучшими примерами русского искусства начала XX века. В Большом центральном дворце состоялся крупнейший в США показ отечественных произведений — в центре Манхэттена было представлено более 1000 работ лучших русских авторов.

На выставке было продано порядка 90 работ на сумму более 50 0000 долларов: среди покупателей можно встретить дизайнера Луиса Комфорта Тиффани, бизнесмена Чарльза Крейна, композиторов Федора Шаляпина и Сергея Рахманинова, а также одного из попечителей русской выставки — издателя Уильяма Херста. Особой популярностью пользовались картины художников-реалистов, а также пейзажи, сцены крестьянской жизни, русских праздников и гуляний. Новое искусство — авангард, фовизм, кубизм — осталось непонятым американской публикой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Билет на Выставку русского искусства в Нью-Йорке. Российский фонд культуры
Билет на Выставку русского искусства в Нью-Йорке. Российский фонд культуры
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спустя почти сто лет Музей русского импрессионизма покажет, как выглядела экспозиция 1924 года. Кураторам удалось найти несколько сотен произведений, которые после американских гастролей были рассеяны по всему миру. Увидеть знаковые работы можно будет на выставка-исследовании «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» с 16 сентября по 16 января.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вместе с куратором выставки Ольгой Юркиной рассказываем о кропотливых, почти детективных поисках некоторых работ, а также об их судьбах и оценках в американской прессе 1924 года.

Николай Богданов-Бельский. За работой (Свет фонаря)

Николай Богданов-Бельский. За работой (Свет фонаря). Ок. 1900. Частное собрание, Европа
Николай Богданов-Бельский. За работой (Свет фонаря). Ок. 1900. Частное собрание, Европа
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Николай Богданов-Бельский долгие годы принимал участие в выставках передвижников и развивал их традиции. Со временем манера его живописи менялась, в ней появлялось все больше импрессионистических черт. Художник любил обращаться к деревенским сюжетам, особенно часто героями его картин становились дети.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На выставке в США было представлено не менее 11 работ Богданова-Бельского, пять из которых, включая эту, были проданы из-за популярности русских сюжетов. Участие этого полотна удалось подтвердить благодаря описанию картины в газете Brooklyn Life (1924, Mar. 29): «Two children bending over a lantern set on the ground which throws its light over grass, the leaves of the trees and bushes above and the stooping children’s faces».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Илья Машков. Портрет Николая Ивановича Скаткина

Илья Машков. Портрет Николая Ивановича Скаткина. 1921-1923. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Илья Машков. Портрет Николая Ивановича Скаткина. 1921-1923. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Один из основателей художественного объединения «Мир искусства», Илья Машков пробовал себя в разных стилях и жанрах. В 1910-е годы он создал наиболее авангардные работы, в которых сочетались черты фовизма и примитивизма, в 1920-х его стиль стал более сдержанным и рафинированным. В Америку художник отправит свои картины последних лет: половину из 20 работ, участвовавших в выставке, составляли натюрморты.

Выставлялись в экспозиции и портреты: например, «Портрет Николая Скаткина» был высоко оценен американской публикой. «Он написал "Мужcкой портрет", который при достаточной обобщенности образа прекрасен и тонко подмеченными чертами характера. Блики на стеклах так сияют, что только с близкого расстояния убеждаешься, что очки не были прикреплены на законченную картину», — писали в SPUR magazine. Интересно, что первоначально картина называлась «Мужской портрет», уточнение «Портр. мужск. Скаткина» было приписано самим художником при получении работы в январе 1927 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Петр Кончаловский. Перед зеркалом

Петр Кончаловский. Перед зеркалом. 1923. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Петр Кончаловский. Перед зеркалом. 1923. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Петр Кончаловский был одним из основателей художественного объединения «Бубновый валет», члены которого вдохновлялись новой французской живописью.

В картине «Перед зеркалом» четко прослеживается влияние Поля Сезанна: широкие мазки, приглушенные цвета. Интересно, что Петр Кончаловский написал два варианта работы. Первоначально считалось, что в Америку был отправлен тот, где девушка повернута лицом к зрителю, а не спиной. Однако на фотографии экспозиции 1924 года команде Музея русского импрессионизма удалось разглядеть правильный вариант представленного полотна. Участие этой картины в выставке также было указано в каталоге собрания Государственной Третьяковской галереи, а ее репродукция опубликована в газете Денвера The Rocky Mountain News.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сергей Виноградов. Монастырь. Весна идет

Сергей Виноградов. Монастырь. Весна идет. 1923. Холст, масло. Частное собрание. 2021 Hans Sierat, Courtesy of the Serge Rachmaninoff
Сергей Виноградов. Монастырь. Весна идет. 1923. Холст, масло. Частное собрание. 2021 Hans Sierat, Courtesy of the Serge Rachmaninoff
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

В Америку Сергей Виноградов, один из основателей «Союза русских художников», отправился в качестве председателя выставочного комитета. Выставка 1924 года в корне изменила его жизнь: уехав из Москвы в Нью-Йорк, художник навсегда покинул Россию. После окончания нью-йоркской экспозиции он остался жить в благополучной и спокойной Риге. Произведения Сергея Виноградова охотно приобретались коллекционерами: известно, что одну из работ купил Луис Комфорт Тиффани, первый директор по дизайну Tiffany & Co.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На американской выставке Сергей Виноградов представил три пейзажа с видами Марфо-Мариинской обители, один из которых был приобретен еще до официального открытия экспозиции Сергеем Рахманиновым, эмигрировавшим из России в 1918 году. В 1925 году семья Рахманиновых покинет США и переедет в Европу — работа Виноградова найдет свое новое пристанище в Швейцарии, на вилле Сенар, где композитор жил с 1932 по 1940 год. До сих пор этот пейзаж располагается в интерьере виллы на том же самом месте, что и при жизни композитора. К сожалению, полотно не удалось привезти в Россию, однако посмотреть на него можно будет в каталоге выставки.