Кто такой Алекс Кац: что нужно знать о художнике, который делает коллекцию для H&M
1 декабря во все магазины H&M поступит коллаборация с известным 89-летним американским художником Алексом Кацом. Это не первый опыт сотрудничества шведского бренда с художниками: в 2014 году в сети магазинов H&M была успешно распродана коллекция сумок с изображением знаменитых собачек Джеффа Кунса. Но Katz x H&M – первая полноценная, с мужской, женской, детской и домашней линиями, коллекция созданная художником для бренда.
При этом дочерняя компания H&M, Cos, сейчас продает коллекцию одежды, созданную совместно с художницей Агнес Мартин, чья ретроспектива проходит в нью-йоркском музее Гуггенхайм. Алекс Кац же сейчас выставляется в Милане в Galleria Monica de Cardenas, а месяц назад, в сентябре, закончилась его сольная выставка в крупной лондонской галерее Serpentine Gallery. Тем не менее, широкой публике Алекс Кац известен меньше, чем хотелось бы, и его вклад в историю мирового искусства, по мнению арт-критиков, пока под вопросом. Накануне массово популяризующей его коллаборации, публикуем известные факты о художнике, которых нельзя не знать.
Алекс Кац родился в Бруклине в 1927 году, его мать Сима и отец Исаак были русскими эмигрантами. Творчество Каца – это смешение поп-арта, абстракции и плакатной традиции в больших масштабах и упрощенных формах.
Главное слово, характеризующее работы Каца – безмятежность. Идиллически застывшие портреты, пейзажи и сцены с вечеринок расслабляют зрителя и понятны каждому. «Я люблю рисовать то, что поймут парни из Квинса, с которыми я гоняю в мяч», – комментирует Кац в интервью 2015 года. Кац также работает в жанрах эстампа, скульптуры, книжной обложки, паблик-арта и дизайна предметов интерьера. Среди художников, повлиявших на его творчество, сам Кац выделяет Анри Матисса и Джексона Поллока: «Один перевернул мое представление о цвете, второй – о реальности. А вот Шагал и Кандинский мне не близки».
Ада Кац – супруга и муза художника, которая с ним c 1957 года. Алекс часто изображает ее и сына Винсента в своих работах. Изображения жены стали культовой серией в творчестве Каца.
Аукционный рекорд на работу Каца – 666 тысяч долларов. Столько американский покупатель выложил за «Голубой зонтик #2» (1972) на Christie's в ноябре 2001 года. Кац любим американскими коллекционерами: его работы, в частности, находятся в резиденции посла США в Москве.
Кац всегда работает с натуры, продолжая пленэрную живописную традицию: «Вживую цвета гораздо лучше, по фотографии так не нарисуешь», – говорит художник.
Не только цветные работы: в последние годы Кац работает и с черно-белой гаммой: «Монохром всегда идеально подходит Нью-Йорку», – объясняет Кац, который всю жизнь живет и работает в «Большом яблоке».
Кац и мода: в 2009 году он был арт-директором каталога J.Crew, в 2015 – создал дизайн витрин главного универмага Нью-Йорка Barney's, ему позировала модель Кристи Тарлингтон, а обзоры его выставок регулярно пишет его хорошая знакомая, модный критик Сьюзи Менкес. «В арт-мире считается, что искусство выше моды, но по-моему, это абсурд! – заявляет Кац. – Эти два мира сейчас близки как никогда: большая часть опубликованных на мои выставки рецензий напечатаны в модных, а не профессиональных изданиях».
Одежда в картинах Каца: «Роль одежды очень важна в портретах! Ведь картина привязывает портрет к определенному времени. В семидесятых модные дома даже давали мне свою одежду, чтобы я надевал ее на своих моделей и запечатлевал в работах. Я и сам раньше любил одеться – причем не измазаться краской с ног до головы, как это было принято в богемном Нью-Йорке, а надеть рубашку, галстук и твидовый пиджак. Я никогда не хотел рисовать как эти художники, и выглядеть я тоже всегда хотел иначе. А теперь я ношу джинсы и кроссовки, даже в снег».
Кац и город: художник неоднократно делал город главным героем своих работ – в разные годы имел место паблик-арт Каца на Таймс-сквер, на станции Гарлем и даже на нью-йоркских желтых такси – в 2010 году работы художника размещались прямо поверх «шашечек» на крышах 160 желтых машин. В рамках проекта работы Каца увидел примерно пять миллионов человек.
Кац и The Symbol: в 1962 году Кац участвовал в создании летнего номера американской версии журнала The Symbol: наряду с живыми моделями, в кадр вошли деревянные манекены его авторства.
Кац и арт-критика: художник заявляет, что его раздражают «постинтеллектуалы», которые разбираются в творчестве Рембрандта и Рубенса, но «их образования недостаточно, чтобы оценить мое творчество». При этом, манией величия Кац, по собственному признанию, не страдает: «Я знаю, что я один из лучших из ныне живущих художников, но "легенда" – это слишком. К тому же все эти определения нисколько не помогают в процессе написания картины. Когда стоишь перед чистым холстом, никогда не знаешь заранее, получится ли написать что-нибудь на этот раз или нет. Это отлично лечит от мании величия».