Как устроен Дом культуры «ГЭС-2»
Наконец-то стала известна дата официального открытия ГЭС-2 — оно назначено на 4 декабря. Мы уже обсуждали с художниками и кураторами скандал вокруг фишеровской «Большой глины» и концепцию будущего Дома культуры с директором фонда V-A-C Терезой Мавикой. Сегодня рассказываем, как теперь устроен комплекс после грандиозной реставрации.
Что здесь было раньше?
Неоготическое здание ГЭС было введено в эксплуатацию в 1907 году. Станция была построена в ответ на настоящий трамвайный бум в столице. Огромный город долгое время передвигался на «конках», или конно-железной дороге, пока в 1899 году по его улицам не прошел первый трамвай. Сеть путей стремительно росла, и возникла необходимость в Центральной трамвайной электростанции. В советское время нынешняя ГЭС-2 не только снабжала энергией Кремль, но и служила огромным агитационным плакатом: на ее фасадах в революционные даты можно было увидеть праздничную иллюминацию.
Что здесь есть сейчас?
В 2014 году здание выкупил фонд V-A-C. На протяжении 6 лет реставрацией исторического здания занималось бюро Renzo Piano Building Workshop под руководством своего основателя Ренцо Пиано (Центр Помпиду в Париже, небоскреб The Shard в Лондоне). Архитектор принял решение заменить старые трубы на новые — насыщенного синего оттенка, и теперь их функция обратная: они не выпускают дым, а «забирают» воздух для вентиляции внутренних помещений. Это не единственное sustainable-решение: крыша ГЭС выложена солнечным панелями.
Как ГЭС устроена внутри?
В ГЭС-2 можно попасть через разные входы по всему периметру и свободно перемещаться внутри между разными пространствами. Главное здание занимает огромную площадь в 40 00 кв. м и состоит из 5 частей:
- Фронтального здания (здесь расположен главный вход со стороны набережной);
- Основного здания со стометровым «Проспектом» выставок и галерей, который соединяет Дом на набережной и Патриарший мост;
- Актового зала на 420 мест с видом на березовую рощу. Это пространство для концертов, лекций, спектаклей и кинопоказов;
- Двух трехэтажных ризалитов. Правый — для участников программ международных резиденций V–A–C, левый — для ресторана от создателей «Вадваре» в Хамовниках.
Рядом разместились «Своды» — магазин и Центр художественного производства с лабораториями для экспериментов самых разных жанров. Здесь будут керамическая и текстильная мастерская, звукозаписывающая студия, библиотека, пекарня — и это даже не половина списка. «Своды» заняли здание, построенное для водочной фабрики Ивана Смирнова. Попасть сюда можно будет через выставочные залы на -1 уровне ГЭС-2.
Березовая роща — тоже часть ГЭС-2?
Да! А тропинка в роще ведет прямо на смотровую площадку. Рядом вы увидите двор, где летом будут проходить музыкальные концерты и кинопоказы. Под двором и рощей откроется двухуровневый паркинг с зарядными станциями для электромобилей. На верхнем уровне появится звуковое оборудование для вечеринок и рейвов.
Какие выставки пройдут здесь зимой?
Выставочный план Дома культуры уже известен: его откроет проект исландского художника Рагнара Кьяртанссона «Санта-Барбара. Как не поддаться колонизации?». На «Проспекте» профессиональные актеры вместе со случайными зрителями будут разыгрывать сцены из популярного в 1990-е сериала. «Этот сериал с начала 90-х в течение десяти лет транслировал образы и ценности, совершенно чуждые России того времени. Обычно так работает культурная колонизация. Что-то похожее случилось после Второй мировой войны, когда в Европу приехал Голливуд и все вдруг стали американцами. Наше великое итальянское кино пыталось с этим бороться, но ничего особо не вышло. В случае же с Россией произошло грандиозное – она не поддалась. Поэтому в первом сезоне мы переснимем "Санта-Барбару" на русском языке, окончательно ее присвоив», — объясняет задумку Мавика.
Прямо сейчас на «Спуске» все еще можно увидеть «Большую глину #4» Урса Фишера, а напротив рощи — «Пространство света» итальянца Джузеппе Пеноне, представителя «арте повера», исследующего в своих инсталляциях тему взаимоотношений человека и природы. Его работа 2008 года представляет собой 8 фрагментов старой лиственницы, отлитых из бронзы. По словам художника, «деревья растут, словно города, преодолевая силу гравитации», и растут и развиваются они в поисках света — именно его символизирует золото, сияющее внутри полого ствола.