Как Фрида Кало зашифровала свою боль в искусстве: 4 ключа к пониманию работ художницы
Фрида Кало создала одинаково самобытный и узнаваемый стиль как для себя, так и для своих работ. В силу обстоятельств ей всегда было, о чем рассказать зрителю: 30 операций из-за аварии, после которой она так и не восстановилась полностью, полная драмы семейная жизнь с Диего Риверой — все это она сублимировала в искусство, даже будучи прикованной к кровати. В день рождения художницы вспоминаем историю ее жизни через ее самые пронзительные работы.
«Больница Генри Форда», 1932
В 18 лет Фрида Кало чудом выжила в чудовищной аварии, получив многочисленные переломы, травмы позвоночника и внутренних органов. Девушку спасли, но последствия катастрофы преследовали ее всю жизнь. Почти сразу после свадьбы с Риверой Фрида забеременела, но была вынуждена сделать аборт. Затем, в 1932 году в Детройте, у нее случился выкидыш.
Картина «Больница Генри Форда» — код к этой трагедии. Вокруг обнаженной, лежащей в крови героини — предметы, описывающие ее мир и переживания прямо сейчас: потерянный сын; время, ползущее в больнице медленно, словно улитка; завядшая орхидея — аллегория женской сексуальности; раздробленные в аварии тазовые кости, из-за чего она не смогла выносить ребенка; холодный, грубый инструмент, символизирующий механичность медицинских процедур.
«Всего лишь несколько царапин», 1935
Кало говорила, что второй аварией в ее жизни стала встреча с будущим мужем Диего Риверой. Отношения пары — действительно пример тех самых «мексиканских страстей»: постоянные ссоры, измены мужа стали нормой, но с романом Риверы с ее младшей сестрой Кристиной Фрида смириться уже не могла.
На создание картины «Всего лишь несколько уколов» художницу подтолкнула статья в газете о мужчине, жестоко убившем свою жену из ревности. На суде он говорил: «Всего-то царапины!» Злодею на картине она придала черты своего неверного супруга, а его жертве — свои, забрызгав алой краской даже деревянную раму.
«Сломанная колонна», 1944
Одна из самых известных работ Кало понятна даже зрителю, не знакомому с биографией художницы: изъеденная трещинами колонна вместо позвоночника и впивающиеся в кожу гвозди — мощная метафора боли и чувства сломленности. Тем не менее, героиня уверенно смотрит прямо в глаза зрителю, демонстрируя стойкость — собственные слезы, кажется, ее не волнуют. Белые ленты — ортопедический корсет, который в 40-е Кало приходилось носить из-за многочисленных операций.
Еще одна важная «говорящая» деталь — пустынный пейзаж на заднем плане, который несет свое послание. Фоном для портрета Фрида выбрала Педрегальское плоскогорье неподалеку от Мехико, которое можно увидеть на других работах того же периода. Безжизненная вулканическая почва — еще одна аллегория ее мироощущения.
«Автопортрет с обезьянкой», 1945
Золотой лентой обвиты «талисманы» Фриды: фигурка божества, обезьянка и собака породы шолоицкуинтли — они будто оберегают ее и служат напоминанием о своих корнях. Хорошо известно, что в гардеробе Фриды было множество национальных мексиканских костюмов, которые она сделала главной приметой личного стиля.
Популярные в те годы питомцы шолоицкуинтли тоже были своего рода признаком «настоящей» Мексики: в древности ацтеки почитали этих животных священными. В «Голубом доме» Кало в Койоакане, ныне пригороде Мехико, всегда жило много животных, в том числе обезьян и попугаев. Сегодня здесь находится музей, и прогуляться по нему можно при помощи виртуального тура Casa Azul.