Феминизм в искусстве: 5 важных работ, которые опередили свое время
Искусствовед, основательница Школы популярного искусства Op-Pop-Art, автор книги «Влюбиться в искусство» Анастасия Постригай рассказывает о 5 важных произведениях феминистического искусства.
Когда заходит разговор о женщинах в искусстве, большинство сразу вспоминает Фриду Кало. Если повезет, прозвучит имя Артемизии Джентилески — художницы эпохи барокко. Фанаты русского авангарда упомянут его амазонок, например Наталью Гончарову. Но на самом деле то искусство, которое называют феминистическим, появилось только в 1960-х. Тогда-то женщины и заявили с высоты собственного роста: «Не хотим быть музами, объектами и теми, кому просто разрешили поиграть с кисточками и красками — будем художницами!» Но этот текст не маршрут по дебрям теории, а попытка рассказать, против чего художницы-феминистки направляли свои арт-стрелы.
ПРОТИВ НАВЯЗАННОЙ РОЛИ ДОМОХОЗЯЙКИ
Марта Рослер «Семиотика кухни» (1975, видеоролик)
«Место женщины — на кухне!» — несется сквозь века одна из самых прочных патриархальных установок. Марта Рослер решила показать, что случается с женщинами, которым в роли хранительницы очага откровенно тесновато. В самой известной своей видеоработе Рослер пародирует ведущих кулинарных шоу — всегда идеальных домохозяек с непоколебимо красивыми прическами и хрустящими от крахмала фартуками.
«Семиотика кухни» начинается как самая обычная телепередача: художница завязывает фартук, берет в руки кастрюлю, достает блюдо... Кажется, она собирается готовить, но нет! Рослер по слогам озвучивает название каждого предмета у себя в руках и показывает, для чего все это нужно. Это могло бы быть пособием для будущих хозяек, если бы не раздражение и агрессия ведущей — к концу ролика она уже почти кричит. «Семиотика кухни» получилась не столько про отрицание роли хранительницы очага, сколько про невозможность женщины выбирать: а хочет ли она вообще что-то хранить?
ПРОТИВ МУЖСКИХ ИМЕН
Джуди Чикаго «Без названия» (1970, смена имени)
Когда Джуди Чикаго захотела сменить фамилию, американский закон ее немало удивил: чтобы записать в паспорт свой псевдоним, художница должна была получить письменное разрешение мужа. Чикаго решила, что с нее хватит. Сначала фамилия отца, затем — фамилия первого супруга, и теперь, когда она хочет носить свое независимое имя, ей мешают! Псевдоним «Чикаго» в паспорте все-таки появился, но художница решила сделать из этого акт искусства и разместила в журнале заявление: «Джуди Чикаго снимает с себя все имена, наложенные на нее мужчинами, и сама выбирает себе имя».
ПРОТИВ ПАТРИАРХАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ
Вали Экспорт «Из досье собачьей жизни» (1968, перформанс)
В 1969 году на улицах Вены можно было увидеть странную парочку: женщина в белом пальто вела на поводке... мужчину! Женщиной была Вали Экспорт — одна из самых ярких и даже радикальных художниц-феминисток, а роль собаки исполнял ее друг и куратор Петр Вайбель. Второе название работы — «Из личного дела неудачника» — намекает на источник вдохновения: проблемы «маленьких людей», чья жизнь в красивых современных офисах состоит из унижений и самодурства большого начальства. Но далеко не все зрители успели уловить суть перформанса — слишком дерзким было распределение ролей. Вероятно, надень Вали Экспорт поводок на себя, вопросов было бы куда меньше.
ПРОТИВ ИДЕАЛОВ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ
Синди Шерман Untitled Film Stills (1977, серия фотографий)
Где-то между стахановским трудом на кулинарном фронте и усердным караулом у домашнего очага женщина должна еще и внешне оставаться идеальной — Синди Шерман такая картина мира не устраивает. В 1977 году художница сделала серию автопортретов в образах, отдаленно напоминавших героинь кино. Все персонажи были вымышленными. Но Шерман настолько тонко обыграла все существующие на тот момент стереотипы о женской красоте, что зрителям казалось, будто это отсылка к очень известным фильмам — просто они не могут вспомнить, каким именно.
ПРОТИВ БЕЗНАКАЗАННОСТИ
Марина Абрамович «Ритм 0» (1974, перформанс)
Самый жесткий и жестокий перформанс Марины Абрамович. Жесткой оказалась воля художницы, а жестокими — люди вокруг. Абрамович предложила зрителям 72 разных предмета, свое тело и полную свободу действий. Каждый мог взять любую вещь и с ее помощью сделать Абрамович приятное или причинить боль. Что бы ни оказалось в руках зрителя и что бы он ни делал — художница оставалась пассивной. Ее беззащитность разжигала в людях агрессию: они резали ее одежду, втыкали шипы розы в ее тело, приставляли заряженный пистолет ко лбу... Это история о том, что грань между человеческим и зверским очень тонка и полностью стирается в условиях безнаказанности. Но, как говорится, гендер из сказки не выкинешь: «Ритм 0» — еще и жуткий рассказ о том, какой безвольной игрушкой в руках общества может быть женщина.