Дэмиен Херст: «Иногда я вижу, как бренды хотят нас ограбить, продав очередное никому не нужное дерьмо. Но Prada точно не в их числе»
В декабре вы вместе с Prada открыли в особняке Левенсона временный ресторан Pharmacy. Его идея неразрывно связана с одноименной инсталляцией, которую вы представили в Нью-Йорке в далеком 1992-м. Как думаете, месседж ваших «аптечных» работ сильно изменился за последние два года?
Конечно, сейчас эта тема звучит совсем по-другому и вызывает совершенно другие эмоции. И может даже показаться, что я какой-то там визионер, раз поднял ее почти 30 лет назад. Но, если честно, тогда я ни о чем особо серьезном не думал: мне просто понравилась идея сделать ресторан, похожий на аптеку. Я заметил, что люди в начале 90-х верили в медицину, но совсем не верили в современное искусство. И у меня возникла мысль: а что если подать контемпорари-арт под видом аптечных стеллажей и пробирок? Может, и моя работа тогда будет вызывать больше доверия? Это была ироничная и достаточно легкомысленная история – сегодня настроение, сами понимаете, другое. И конечно, я ни в коем случае не хочу оспаривать авторитет врачей и ученых. Пандемия стала для всех нас настоящим кошмаром и лишний раз напомнила о том, что действительно важно. Тут уже не до шуток.
В интервью Хансу Ульриху Обристу вы сказали, что большинство людей боится перемен и своим искусством, в котором вы часто возвращаетесь к одним и тем же темам, вам хотелось бы немного их успокоить и подарить надежду. На что могут надеяться посетители вашей «Аптеки»?
Я бы сказал, что прежде всего они могут приобрести интересный опыт. Когда я открыл первый ресторан в этой концепции (в 1998 году в Лондоне. – Прим. НВ), для меня стало сюрпризом, как сильно идея понравилась публике. Столько людей хотели у нас поесть... Я, кстати, убежден, что еда – это тоже форма искусства, только эфемерная. Если на картину или инсталляцию всегда можно посмотреть снова, то вкус улетучивается раз и навсегда. Зато впечатления, как и в случае с искусством, остаются надолго: классный ужин с друзьями мы вспоминаем и 25, и 50 лет спустя.
Полагаете, мода – тоже вид искусства? Или это уже играпо другим правилам?
Думаю, искусством может быть все, что хорошо сделано. Хотя иногда я вижу, как бренды хотят нас ограбить, продав очередное никому не нужное дерьмо. Но Prada точно не в их числе: я до сих пор ношу многое из того, что купил у них в 90-х. Вот это, кстати, тоже критерий: любая вещь становится искусством ровно в тот момент, когда становится частью тебя. Для этого требуется время. А некоторые парни покупают новую пару кроссовок и выбрасывают после одного выхода. Хотя я и сам грешен: иногда заглядываю в свой гардероб и понимаю, что у меня намного больше вещей, чем я смогу надеть за всю свою жизнь.
Отлично вас понимаю!
И при этом я так и не завязал с шопингом! Однажды мне на глаза попался слоган «Купи еще больше дерьма, иначе нам всем крышка». Это вроде бы и острая критика капитализма, но в то же время и мой личный девиз. Что
со мной не так? (Смеется.)
Вы давно и тесно сотрудничаете с Миуччей Прадой. Каково это – работать с ней?
Мне крупно повезло, что в середине 90-х она обратила на меня внимание и начала покупать то, что я делал. Миучча никогда не продает произведения из своего собрания – огромная редкость среди коллекционеров, которые в большинстве своем хотят просто нажиться на искусстве. И то, что она столько лет поддерживает одних и тех же художников, – тоже скорее исключение из правил. Когда я работал над первым рестораном Pharmacy в Лондоне, Миучча придумала униформу для персонала. Эти вещи, похожие на хирургические халаты, были такими красивыми, что в течение первого же месяца работы их разворовали. (Смеется.) В итоге мы разрешили ребятам носить удобный черный верх и низ.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ В ЯНВАРСКОМ НОМЕРЕ The Symbol