Что нужно знать о выставке «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное»
Экспозиция «Щукин. Биография коллекции» в главном здании Пушкинского, без сомнения, самый громкий музейный блокбастер сезона. Но разговор о собирательстве и его рыцарях не был бы полным без второй части – выставки из Фонда Louis Vuitton, занявшей три этажа опустевшей Галереи импрессионистов. Хотя в названии и значится только имя Дома, нельзя забывать о том, что за ним стоит частная коллекция президента LVMH Бернара Арно. Сравнивать его со Щукиным или с Морозовым, успешными бизнесменами, заболевшими искусством, легко. Он начал с вполне традиционного увлечения импрессионизмом – первой купленной им работой стал «Мост Чаринг-Кросс» Клода Моне, но уже в середине 1980-х переключил внимание на знаковые для второй половины XX века вещи Джакометти и Баскии. «Нельзя сказать, что это были слишком рискованные приобретения, – объясняет заведующая отделом XIX-XX в. и член кураторской группы выставки Александра Данилова. – Но и Щукин, вопреки распространенному мнению, не первым начал покупать Сезаннов и Гогенов. К 1890-м годам на них уже был некоторый, пусть и не слишком активный, спрос». Другой вопрос, что потом оба коллекционера стали выходить на более радикальную территорию contemporary art. Сто лет назад под такое определение попадали постимпрессионисты, а сейчас Бертран Лавье, Пьер Юиг и Аннет Мессаже и прочие любимцы Арно. Так что не стоит удивляться, что на выставке мы увидим их работы рядом с абсолютными шедеврами Герхарда Рихтера и Ива Кляйна: хотя речь и идет о корпоративной коллекции, она продолжает хранить отпечаток личности своего основателя. Сам Бернар Арно так формулирует политику партии: «Когда я выбираю искусство для себя, ориентируюсь на собственные чувства, а когда делаю приобретения для фонда, следую советам главного куратора Сюзанн Паже». И где-то на пересечении этих двух концепций и рождается истина – или, по крайней мере, еще один обязательный пункт летней музейной программы.
Текст: АНАСТАСИЯ УГЛИК