Что нужно знать о выставке Эммы Харт, победительницы Max Mara Art Prize
Премия Max Mara не похожа на другие арт-премии – она вручается авансом, то есть художницы (да-да, ее могут получить только женщины) представляют только презентацию своего будущего проекта, и авторитетное жюри выбирает самые интересные из них практически вслепую. А потом победительница сама составляет программу полугодовой итальянской стажировки в зависимости от того, что входит в круг ее художественных интересов. Тем любопытнее – и для выборщиков, и для зрителей — видеть результат на выставке в Whitechapel Gallery, расположенной в одном из самых хипстерских районов Лондона.
Задумка розововолосой и застенчивой Эммы Харт изначально звучала неожиданно: она хотела совместить семейную терапию по так называемой миланской системе и обучение майолике на родине этой керамической техники, в городе Фаэнца. «Психологи ищут поведенческие паттерны, а художники — визуальные. Мне кажется, очень логично их соединить», — объясняет она. И показывает гигантские фаянсовые головы, подвешенные к потолку галереи, и крутящиеся вентиляторы с лопастями-ножами рядом с ними. Намек на мозгоправов, которые легко вскрывают любой череп, читается мгновенно. «А я вообще не люблю сложное искусство, — смеется Эмма. — Если надо что-то долго объяснять — значит, у тебя ничего не получилось». В ней, как и в ее работах, очень естественно смешана ирония и драматическая глубина. «А знаете, почему я назвала свою выставку Mamma Mia!? Потому что это были единственные итальянские слова, которые я знала до того, как приехала в страну. И еще потому, что они отлично описывают то чувство, которое охватывает меня по сто раз на дню. Когда не знаешь, смеяться или плакать и хочется просто схватиться за голову».
Текст: АНАСТАСИЯ УГЛИК