5 причин посетить выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»

Главная весенняя премьера Санкт-Петербурга
«Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
«Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Государственный Русский музей открыл выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту». Ее составили произведения 36 художников второй половины ХХ века из собрания Наталии Опалевой, известного коллекционера, создателя и генерального директора Музея AZ (Анатолия Зверева). Посетители Мраморного дворца могут увидеть более 200 живописных и графических работ мастеров андеграунда 1960–1980-х годов. Рассказываем, почему это прекрасный повод отправиться весной в Санкт-Петербург.

Увидеть первую частную коллекцию в современной России, доступную широкой публике

Дмитрий Плавинский. «Мираж в Эгейском море», 1997
Дмитрий Плавинский. «Мираж в Эгейском море», 1997
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Коллекция работ художников-нонконформистов, собранная Наталией Опалевой, сегодня является одной из самых значительных в России. Наиболее ярко она была представлена во Флоренции в Фонде Франко Дзеффирелли, а затем в проекте «Свободный полет», который в 2019 году открылся в Новой Третьяковке. На выставку в Мраморном дворце отобрали лишь часть коллекции — более 200 работ. Всего же коллекция насчитывает около 3000 единиц — шестидесятников и современных авторов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Коллекция — это всегда личный взгляд и отбор ее основателя. Если это действительно серьезная история, ‘’игра вдолгую’’, то на каком-то этапе собирательство перестает быть лишь хобби, отдыхом и приятным переключением от основной деятельности и неотвратимо входит в жизнь человека. Первой работой, приобретенной мною, стал женский портрет кисти Анатолия Зверева 1958 года. Он привлек мое внимание незаконченностью, загадкой, легкостью письма. На портрете была изображена Полина Лобачевская, и это была символическая покупка — через 10 лет именно Полина предложила мне создать музей Анатолия Зверева, одного из моих любимейших художников», — рассказывает Наталия Опалева.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оценить необычную экспозицию

АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Само название выставки «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» задает вектор построения экспозиции. Пластическое решение пространства представляет образ ковчега с произведениями, плывущего по воображаемому Млечному пути. На архитектурную ось нанизаны семь залов, представляющих коллекцию в ее цельности и полноте. Идея существования параллельных миров издавна интересовала человечество. Над ее разгадкой бились философы и ученые, но все же возможность увидеть и показать иные миры всегда была дана только художникам. Эпоха оттепели совпала с периодом научных открытий, которые показывали человечеству дорогу в будущее. Одновременно происходит невероятный по своим масштабам и значению расцвет в области культуры («Советский Ренессанс»), четко обозначивший границу между миром «официальным» и «неофициальным» — миром свободного искусства. Ощущение параллельной реальности, альтернативной советскому обществу и соцреализму, возникает при изучении жизни и творчества художников-шестидесятников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Познакомиться с московским и ленинградским андеграундом

Эрик Булатов. «Сосна», 1964
Эрик Булатов. «Сосна», 1964
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Коллекция начиналась как монособрание работ Анатолия Зверева, однако в настоящий момент она состоит из более чем 2,5 тысяч произведений художников, представлявших московскую неофициальную арт-сцену 1960–1980-х, а также известных ленинградских авторов: Евгения Михнова-Войтенко, Евгения Рухина, Глеба Богомолова, Владимира Стерлигова. «Собирая уже на протяжении почти двадцати лет коллекцию шестидесятников, я не перестаю удивляться разнообразию их творчества, смелости эксперимента и постоянному поиску нового в искусстве», — комментирует Наталия Опалева.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Посмотреть фильм Ольги Свибловой и Иосифа Пастернака

Лидия Мастеркова. «Композиция No18», 1987
Лидия Мастеркова. «Композиция No18», 1987
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Анатолий Зверев. Супрематическая композиция, 1959
Анатолий Зверев. Супрематическая композиция, 1959
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Экспозицию дополняет документальный фильм о художниках-нонконформистах «Черный квадрат» 1988 года. Картина охватывает период неофициального русского искусства с 1957 года до громкой премьеры культового фильма «Асса», рассказывая среди прочего о Бульдозерной выставке 1974 года с ее «формалистическими выкрутасами». «Черный квадрат» Малевича не случайно вынесен в название фильма автором сценария Ольгой Свибловой. Формально он обозначает обращение художников к традициям русского авангарда, в целом — воплощает немоту и трагичность существования искусства в эпоху сталинизма.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Попробовать искусство на вкус

АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

После посещения выставки можно отправиться в ресторан Bourgeois Bohemians: шеф-кондитер проекта Алексей Гребенщиков создал вдохновленный выставкой одноименный десерт «Параллельные вселенные». Как художники-нонконформисты, которые создавали свои работы вопреки устоявшемуся общественному мнению, Алексей Гребенщиков пошел наперекор привычным сочетаниям. В составе десерта — шоколадное мороженое из перуанских какао-бобов, облепиховый соус, груша в кардамоне, пекан и мадагаскарский перец.