От Конго до Чукотки: что нужно знать о современном народном искусстве
Музей «Гараж» до поры до времени попрощался с Триеннале российского современного искусства и открыл новый масштабный проект — «Худпром Конго: живопись для народа», посвященный современному искусству африканской страны после освобождения от бельгийского господства в 1960 году. Кураторы Бамби Кеппенс из Королевского музея Центральной Африки и Самми Баложи решили перевернуть наши представления о традиционном и современном искусстве. Последствия колониализма обитают не только в далекой Африке, но и в России. Поэтому «Гараж» решил устроить выставку в выставке и показать вместе с полотнами из Конго еще и искусство дальневосточной Чукотки. О том, что нужно знать о новой выставке и постколониальном искусстве, TheSymbol.ru рассказал куратор «Гаража» Валентин Дьяконов.
Интерес к Африке в нас вселяли еще советские книги и мультфильмы — все помнят льва Бонифация или фильм Григория Александрова «Цирк» про страшный секрет американской циркачки – темнокожего ребенка. Африканская романтика нам близка. «Худпром Конго» — «горько-сладкая» выставка. Ее можно смотреть без задней мысли, как ироничные и понятные картинки. А можно погрузиться в историю и понять, как они возникли.
О наивной живописи
Мы очень любим наивную живопись, ведь с нее начался русский авангард. Но не совсем понимаем, откуда она взялась. Ее всегда кто-то для нас открывает. Знаменитого Нико Пиросмани открыли русские авангардисты, уехавшие в Тифлис еще до Первой мировой войны. А конголезскую живопись — европейские коллекционеры, любившие экзотику. Мы решили показать, как народная живопись существовала и развивалась в реалиях родной страны. В Конго много художников. Они малюют вывески, делают повседневные коммерческие работы и пишут картины про жизнь, веру, религию, прошлое и настоящее страны. Работы, приехавшие в Москву, были собраны настоящим антропологом, буквально сняты со стен обычных квартир рабочего класса. Это живая народная культура. Своей фольклорной смекалистостью она близка русскому типу ироничного отношения к повседневности, политике и жизненным трудностям.
Как современное искусство Конго покорило Запад
При диктаторе Мобуту Сесе Секо народная живопись Конго служила заменой массовой культуре. Все изменилось после того, как предыдущий президент Лоран Кабила взял власть с помощью очень религиозных жителей деревень. Его сторонники решили, что народная живопись, порождение больших городов, — вещь порочная, а изображать вообще что-либо — грех. Это протестантское настроение распространилось и на рядовых конголезцев. Живопись не уничтожали и не запрещали, но к концу 90-х спрос на нее стал резко падать. Чем менее популярными местные художники становились в родной стране, тем больше они ориентировались на западный рынок. Первым художником из Конго, пробившимся на Запад, стал Шери Самба. В 1989 году его работы включили в знаменитую выставку «Маги Земли» в Центре Помпиду в Париже, которую курировал Жан-Юбер Мартен. Самба до сих пор самый известный на Западе конголезский художник.
О выставке
В 2011 году музей уже обращался к конголезской живописи на выставке JapanCongo, показавшей работы из западных коллекций, собранные в соответствии с западным вкусом. А на «Худпроме Конго» мы показываем произведения, которые последние 60 лет создавались в ходе повседневной реальной жизни в самом Конго. Изначально выставку сделали в Брюсселе силами Королевского музея Центральной Африки. Идея привезти ее в Москву принадлежит главному куратору музея «Гараж» Кейт Фаул. Она давно знает одного из кураторов выставки — Самми Баложи. Это конголезский художник, живущий сейчас в Брюсселе. Параллельно с проектом в «Гараже» его работы выставляются на Documenta в Афинах и в Касселе. Он, возможно, первый конголезский концептуальный художник, этакий начинающий Кабаков из Конго.
О русском колониализме и резных клыках
Ближе всего к народной живописи Конго, наверное, лубочные картинки, которые рабочий класс и крестьяне покупали на рынках в девятнадцатом веке. Но лубок был давно, и для русской части мы выбрали не менее интересное явление. Принято считать, что колониализм – это не про Россию, и на выставке «Худпром Конго» мы хотим наглядно показать обратное. У Российской империи и Советского Союза было много колоний, просто не заморских, а расположенных на одном материке. Например, Чукотка. В середине XVII века Российская империя впервые наткнулась на чукчей, а спустя столетие Екатерина II объявила чукчей подданными России. Но чукчи таковыми себя не считали, вели себя крайне агрессивно, и любые попытки их закабалить заканчивались большой кровью. Договориться на рабовладельческих основаниях, принятых в более податливых пределах России, с ними было нельзя.
В 1920 году на Чукотку отправили энтузиастов революции, они организовали там первый революционный комитет. После этого лет девять там ничего не менялось. Но с начала 30-х годов «экскурсии» новой власти на Чукотку становятся все более постоянными и жестокими — к 50-м годам всех чукчей согнали в колхозы или направили на строительство индустриальных объектов. Подобные вторжения привели к тому, что чукчей становилось все меньше и их традиции стали исчезать. То же самое произошло и в результате колонизаторских походов других государств — с иннуитами в Канаде, эскимосами на Аляске. Уже в 2000-е годы Роман Абрамович перевел все профессиональные промыслы Чукотки на госдотации, что сегодня помогает им нормально существовать.
Резные клыки, которые мы показываем на выставке, чукчи делали еще с XIX века как сувениры для китобоев, русских и американских моряков и всех, кто вел в регионе торговлю. Это не традиционный промысел, а результат взаимопроникновения разных культур — американской, русской и местных шаманских умений и практик. В советское время косторезное ремесло стали называть традиционным и народным. А на самом деле это очень современное искусство.
Выставка «Худпром Конго: живопись для народа», музей современного искусства «Гараж», 20 мая — 13 августа 2017 года