Где научиться разбираться в искусстве, освоить живопись и архитектуру
Куратор: Татьяна Бортник — искусствовед, преподаватель курсов «Коды искусства: практикум» и «По следам современного искусства». С 2009 года — автор программ и преподаватель художественной мастерской «Лулаки» (Москва); в 2012–2013-м преподавала искусствоведение и рисование в билингвальной школе La Petite Ecole Bilingue (Лондон).
Курс разработан специально для самой широкой аудитории. Он подойдет и тем, кто хочет разобраться, что такое современное искусство, почему само понятие «искусство» так сильно изменилось за последние 150 лет и продолжает меняться. Но будет интересен и тем, кто ищет ответы на свои вопросы, чтобы чувствовать себя более уверенно на выставках, для тех, кто хочет сформулировать собственное отношение к современному искусству без диктата со стороны музеев. Мы хотели раскрыть историю развития современного искусства в доступной, легкой и увлекательной форме. Каждое занятие делится на два этапа – сначала проходит лекционная часть, потом она переходит в практическую (заодно и дискуссионную). Во время лекции мы разбираем новое направление в искусстве, а на практике пробуем создать собственное произведение, вдохновленное этим направлением. Наши практики действуют и как вечерняя арт-терапия после долгого дня и как крайне эффективный способ лично пережить процесс создания произведения и прочувствовать творчество изученного художника. Курс включает 20 занятий и представляет историю развития искусства от импрессионизма до наших дней. Конечно, рассказать о всех художниках невозможно, поэтому мы выделили тех, кто, по нашему мнению, действительно внес вклад в изменение самого понятия искусства, сделал некий шаг вперед и изменил художественную среду. Мы разбираем не только художественную составляющую, но и философскую, социологическую и политическую подоплеку, тем самым создавая объемное понимание процесса формирования искусства.
Книги на тему:
«Непонятное искусство», Уилл Гомперц; «От Моне до Бэнкси», Джеймс Элкинс; «Почему нельзя научить искусству. Пособие для студентов художественных вузов»; «Как ходить в музей. Советы о том, как сделать посещение по-настоящему запоминающимся», Йохан Идем
Курс был придуман для тех, кто хочет точнее формулировать собственное мнение о предметах искусства, научиться не только смотреть на произведения, но и анализировать их, высказывать собственное мнение. Мы стараемся создать приятную дружественную атмосферу, где можно обсудить все интересующие вас в искусстве темы. Курс состоит из лекционно-дискуссионных занятий в «Гараже» и дискуссионных занятий на текущих выставках в Москве. Мы подбираем их каждый раз индивидуально под конкретный курс, чтобы ориентироваться не только на набор постоянных экспозиций, но и на актуальную московскую арт-сцену. На занятиях мы разбираем основные искусствоведческие понятия анализа произведений, а во время выходов в музей пробуем их применить на практике. Хотя мы и пользуемся примерами из всей истории мирового искусства, все рассказываем не историю, а, наоборот, пробуем сопоставить или противопоставить работы из разных эпох и стилей, чтобы проанализировать, какие приемы переходили из одного вида искусства в другой, какие можно найти параллели между, скажем, ранневизантийским искусством и Малевичем и так далее. Мы делаем акцент на возможности наших слушателей быть полноценными участниками дискуссии, услышать и понять мнение каждого.
Курс «Основы живописи»
Куратор: Татьяна Чурсина — в 2010 году окончила Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова. Член Московского союза художников, награждена медалью Российской академии художеств. Постоянный участник художественных выставок в Москве и других городах России. Работы находятся в частных собраниях в России и за рубежом.
Курс будет полезен всем, кто интересуется рисованием как основой самовыражения на бумаге. Тем, кто хочет не срисовывать, а рисовать свои впечатления. Каждое занятие курса равномерно делится на теорию и практику, но одно невозможно без другого. В течение всего занятия мы непрерывно общаемся, я показываю разные приёмы, совместно обсуждаем материалы и их свойства, но в практической части обязательно появляется много новой информации и вопросов. Каждый отдельный этап практической работы также обсуждается с участниками, потому что в теории кисть — это кисть, а на практике — это продолжение руки. Хотелось придумать курс, который вдохновил бы каждого, кто любит рисовать и придумывать. При разработке курса мы делали акцент на развитии индивидуальных творческих навыков и на понимании приёмов в изобразительном искусстве, а не на обучении исключительно той или иной технике. Однако своей целью как преподавателя я всегда ставлю желание участников продолжать реализовывать задуманное уже после его окончания.
Фильмы и книги на тему:
Фильм «Поллок» с Эдом Харрисом или документальный фильм о Френсисе Бэконе режиссера Дэвида Хинтона. Из книг - «Композиция в живописи» в двух томах Николая Волкова.
Куратор: Владимир Юзбашев
Курс подходит для всех, кто хочет понимать архитектуру, разбираться в том, как она устроена, знать, в чем критерии качества архитектуры. Также курс будет очень важен для тех, кто хочет сменить текущую профессию и попробовать себя в архитектуре или дизайне. В общем, для всех, кто собирается сотрудничать с архитекторами и дизайнерами и хотел бы говорить с ними на одном языке. Архитектура — вещь материальная, поэтому для того, чтобы ее понять, недостаточно послушать даже самую хорошую лекцию, необходимо «попробовать» ее руками и глазами: провести линию, набросать схему, сделать макетик. В нашем курсе мы не только уделяем внимание рассказу и изображениям, но также разработали несколько уникальных практических тренингов. Они как раз и позволяют почувствовать архитектуру, создать и распланировать пространство, понять, как думает архитектор. Никаких специальных навыков при этом не нужно. Достаточно тех компетенций, которые мы все получили в детском саду. Курс ведут профессиональные архитекторы. Однако нам важно объяснить не коллегам-архитекторам, как устроена наша профессия, а всем желающим. Мы сразу решили, что не будем пересказывать историю, а будем объяснять суть. Поэтому курс состоит из нескольких лекций и практических занятий, посвященных тому или иному актуальному вопросу или аспекту. Мы даем практические рекомендации, навыки и даже инструкции о том, например, как нужно воспринимать здания, на что обращать внимание, осматривая памятники или выбирая архитектора.