Что нужно знать о поэзии советского андеграунда
Готовясь к насыщенному событиями лету, «Гараж» открыл необычную выставку, связанную не столько с совриском, сколько с литературой. «Холин и Сапгир. На правах рукописи» — уникальное собрание документов о жизни и творчестве двух выдающихся поэтов-экспериментаторов Игоре Холине и Генрихе Сапгире. В том числе фотопортреты, сделанные хроникером московского андеграунда 1960–1970-х годов Игорем Пальминым. Куратор Саша Обухова объясняет, почему их стыдно не знать, и рассказывает о том, как жила «тусовка» московского культурного подполья более полувека назад.
В советские времена поэзия развивалась по довольно консервативному пути. Главным поэтом современности по-прежнему считался Александр Пушкин, а в его тени прорастали советские поэты — члены Союза советских писателей. Все эксперименты с поэтическим словом были практически под запретом. Поэты-новаторы не печатались, они были исключены из культурного процесса. Но они были.
Одними из главных фигур новаторской поэзии ХХ века являлись Игорь Холин и Генрих Сапгир. Это более радикальные поэты, чем Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский и даже Иосиф Бродский. Они преобразили облик российского стиха, продолжая традиции Алексея Крученых, Велимира Хлебникова, великих поэтов-футуристов. И не в последнюю очередь — Даниила Хармса, одного из лидеров движения ОБЭРИУ. Эта традиция сложилась в середине 50-х годов в кружке поэта старшего поколения Евгения Кропивницкого, неформального лидера Лианозовской группы, в которую входили знаменитые ныне Оскар Рабин, Владимир Немухин, Лидия Мастеркова. Входили в нее и молодые Холин с Сапгиром, оказавшие чрезвычайно важное влияние на следующее поколение художников и поэтов, принадлежащих к московской школе концептуализма: Виктора Пивоварова, Илью Кабакова — и более молодых художников: Андрея Монастырского, Никиту Алексеева, Льва Рубинштейна.
Игорь Холин и Генрих Сапгир — поэты великие. И не только благодаря новаторскому наследию. Они оставили детские книги и сценарии мультфильмов, которые наверняка знакомы каждому из нас с детства: «Паровозик из Ромашково» 60-х годов был написан Генрихом Сапгиром в соавторстве с Геннадием Цыферовым. Ему же принадлежат строки: «Принцесса была прекрасная, погода была ужасная». Детская литература для поэтов того времени не просто способ заработать деньги, но и важный лабораторный опыт в стихосложении. Детская литература была очень важная и для художников — детские книги иллюстрировали Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров и многие другие.
«Взрослые» стихи Холина и Сапгира начали выходить только в конце 80-х — начале 90-х. Это было время самых необычных и отчаянных инициатив. Когда открылась возможность начать свой бизнес, интеллигенты стали издавать то, что они знали и любили. Так появились первые издания стихов так называемого «барачного цикла» 50-х годов. Первые книги выходили небольшим тиражом на шальные деньги. Теперь эти издания — библиографические редкости. И они есть в архиве «Гаража». В последних поступлениях музея оказалось большое количество документов, связанных с Холиным и Сапгиром: рукописи, самодельные книги. Это машинописные сборники, украшенные их автографами, дарственными надписями — в 60—80-е годы самиздат был лучшим подарком на праздники.
Одним из главных хроникеров 60—70-х годов стал фотограф Игорь Пальмин — выдающийся фотохудожник, автор знаменитых альбомов по архитектуре конструктивизма и модерна. Но прежде всего Пальмин известен как фотограф-документалист, который входил в очень тесный круг подпольной Москвы. Все знаменитые портреты художников-лианозовцев принадлежат именно Пальмину. Помимо московской неофициальной «тусовки», он снимал и других культовых персонажей этого времени: у него есть портреты известного писателя-диссидента Льва Копелева, Анастасии Цветаевой, Беллы Ахмадулиной и других поэтов, читавших в 60-х стихи в Политехническом музее. Многие коллекционеры собирают фотографии Пальмина как произведения искусства. Он дружил и с художниками, и с поэтами, и только доверяя фотографу, они могли так раскрыться в кадре.
Выставка «Холин и Сапгир. На правах рукописи» проходит в музее «Гараж» до 13 августа.