Выставка «Врата и цивилизации»
Врата соборов, своды, арки, фасады зданий, площади перед ними, венецианские каналы с видами на церкви, людские толпы внутри и снаружи – на картинах Димитрия Семакова, особенно последних лет, детали храмовой архитектуры иногда доходят до полного неразличения, оказываются абстрактными цветовыми всполохами. Но несмотря на это зрителя не покидает ощущение, что он находится внутри сакрального пространства или готовится переступить его порог.
Идея перехода из одного измерения в другое – одна из ключевых для понимания этой серии картин: переход от трехмерности архитектуры в плоскость холста, от четкости – к размытости, от рационального к экспрессивному. И, конечно, в некотором роде – введение зрителя в храм, впрочем, не в строгом религиозном смысле. Религиозной эту живопись не назовешь, но к теме она оказалась максимально приближена, ведь многие лучшие произведения европейской архитектуры прошлых веков были связаны с церковью. Именно они завораживают Димитрия Семакова, внука советского архитектора Иосифа Закова, чьи работы из коллекции Музея Щусева также будут представлены на выставке. Так что зритель получит возможность стать свидетелем не только диалога архитектурных стилей и эпох, но и своего рода семейного разговора.
Идея инициации, возвышенного переживания заложена в самой архитектурной концепции ворот – от триумфальных арок до церковных врат. Проходя через них, человек словно меняется, и живопись Димитрия Семакова убедительно передает ощущение исключительности этого момента. «Мои врата – не конкретный вход, а аллегорический собирательный образ стилей в архитектуре, связь времен, философский символ цивилизации и прогресса, развития и познания, – говорит художник. – Человек хочет пройти сквозь двери и узнать, что за ними находится. Человек открывает дверь, чтобы прийти в жизнь, и закрывает ее за собой, когда наступает срок».