Выставка «Метаформы»: просто фантастика
Ничего подобного в Москве еще не было: выставка «Метаформы» в центре МАРС объединила современное искусство в лице стрит-арт художников Nootk, Misha Most, Aesthetics, Pokras Lampas, Aber, Alexey Kio & Ivan Benr, ЖЖ и виртуальную реальность — посредством очков от Samsung Gear VR. Чтобы правильно понять передовую мысль, сосредоточенную в семи залах галереи МАРС, The Symbol ART попросил одного из художников проекта Мишу Most развенчать типичные предрассудки об уличном искусстве.
МИФ №1
Стрит-арт и граффити — это одно и то же
Давайте разделим понятия: сначала было граффити, оно зародилось в Америке в 80-х. Это мощная веха, которая повлияла в том числе на галерейный бизнес и современных художников, она породила стрит-арт. Потом появился паблик-арт, почему-то не очень популярный в Росcии, — городские инсталляции и скульптуры. Следующая стадия развития — современное искусство. Сейчас мы наблюдаем этап, когда официальные институции и крупные бренды заразились уличной энергетикой: так стрит-арт «переехал» в галереи, а уличные художники, в том числе и я, начали пробовать новые техники — холсты, редимейд, инсталляции. Поскольку стрит-арт подразумевает открытое пространство, от него в таком виде остаются только образы и определенный подход — цветовая гамма, энергетика. Наши работы для «Метаформ» правильнее относить к коллаборации современного искусства и высоких технологий.
МИФ №2
Стрит-арт — только для молодых
Вопрос о возрасте неоднозначный: есть уличные художники, которым и 50, и 60 лет. Но в граффити средний возраст художников — 20-22 года, стрит-арт чуть постарше — 25-27. Это нормально: граффити довольно ограниченный жанр, лично мне оно поднадоело еще в 2005. Я искал для себя другие форматы, начал работать с холстами — получилось интересно. Конечно, для меня все началось с улицы, но дальше я начал развивать свою линию как художник. Мне 35 лет, я, к примеру, продолжаю граффити рисовать, которые еще в 1997 году начал, когда есть в этом творческая потребность А граффити продолжаю рисовать, которые еще в 1997 году начал, когда есть в этом творческая потребность. Зачем ограничивать себя, совсем забрасывать улицу? Не очень понимаю.
МИФ №3
Уличное искусство — это всегда протест
Необязательно. В стрит-арте вообще очень много позитивных тупых рисунков: иллюстрации, сердечки, смайлики, цветочки. Весь восточный Лондон изрисован портретами улыбающихся людей, там протеста совсем нет — по-моему это скучная фигня, неинтересная. Граффити — более агрессивная тема, в ней больше ассоциации с вандализмом. Протеста больше, но он чисто социальный: «вы буржуи, винтики в системе, а мы бегаем и рисуем по вашим домам, где хотим». Но это необязательная составляющая: в какой-то момент человек, может, уже не захочет протестовать и найдет для себя другие стимулы.
МИФ №4
Бэнкси — самый крутой
Сложно с этим спорить. Есть другие крутые чуваки, которых меньше знают, — но Бэнкси снабдил стрит-арт месседжем, социальным посылом. Раньше стрит-арт был более субкультурным: Obey клеил рожи на стены, тот же Бэнкси рисовал крыс, Space Invader — пиксельных чувачков: это напоминало брендирование территории своими логотипами. А Бэнкси вышел с социальной карикатурой, понятной каждому.
МИФ №5
Стрит-арт погряз в коммерции
Стрит-арт сейчас — это модно. Я рисую 20 лет и мне есть с чем сравнить — сейчас, безусловно, наблюдается повышенный интерес. Это связано с коммерциализацией уличного искусства: как ты будешь протестовать, если у тебя администрация города заказала десятиэтажный фасад? Мы эти проблемы влияния коммерции на стрит-арт поднимали на круглых столах еще десять лет назад — и вот это произошло, я не удивлен. Правда, тогда я боялся, что это убьет граффити, но оказалось, что те, кому его мало, переходят в коммерческий стрит-арт. А к граффити интерес не спадает точно.
МИФ №6
Виртуальная реальность убьет искусство
Абсолютно нет. Союз виртуальной и реальной реальностей — это очень круто. Также как в свое время у меня холсты дополняли стены, в этом проекте 3Д-технологии дополнила для меня пространство реальной комнаты. Есть опасность, что технологии могут сильно давлеть, искусство пропадает и остается только вау-эффект. Все художники старались в «Метаформах» этот баланс соблюдать. Я, например, использовал аудио-текст, скульптуру, визуальные образы из моей серии «Будущее прошлого», работать с которой я начал года четыре назад. Это не просто развлекуха, мы доносим свой замысел, идею. В моей комнате — это воображаемый кабинет ученых из будущего.
Виртуальная реальность может только сымитировать человеческий интеллект и чувства, но не заменить: искусство и любовь в безопасности.
Выставка «Метаформы» идет до 31 августа в центре МАРС (Пушкарев переулок, 5) со вторника по воскресенье с 12 до 22 часов.