«Ветрувианский человек»
Лейтмотивом экспозиции «Ветрувианский человек», организованной Пушкинским музеем совместно с ЦУМ Art Foundation, стал одноименный перформанс художника в Арктике. Александр Пономарев находился в увеличенной конструкции ветроуказателя, который был прикреплен к мачтам корабля, бороздящего Атлантический океан: паря над палубой, художник символизировал собой прибор для определения скорости и направления ветра. Его поза напоминала рисунок Леонардо да Винчи «Витрувианский человек». Сменив «и» на «е», Пономарев сместил акцент с пропорций тела, определенных этим произведением искусства, на единение человека и природы.
Выставка начнется с фасада музея: строгость античной колоннады Пушкинского нарушат шесть «колдунов» – так называют ветроуказатель моряки. Инсталляция матиссовского, сине-красного колорита – символ изменений, происходящих в области культуры. Столь тесное соседство классики и современности созвучно теме основного проекта 6-й Московской биеннале современного искусства: «Как жить вместе. Взгляд из центра города в самом сердце острова Евразия».
Основная часть проекта расположена в зале Микеланджело. В центре – видеоинсталляция, посвященная перформансу в водах Атлантики – работа Пономарева предстает не только как кивок в сторону Да Винчи, но и как тонкая метафора идеальной гармонии. В едином пространстве зала, как в «розе ветров», представлены четыре части света, четыре мировоззрения, четыре эпохи и четыре великих художника: Альбрехт Дюрер, Джованни Пиранези, Кацусика Хокусай, Анри Матисс. Их «графические листы», выполненные Пономаревым в различных техниках, задают размышлениям новые векторы и позволяют зрителю выстроить собственную карту искусства. Цитаты работ всеми признанных художников неслучайны: Александр Пономарев уверен, что мы «всегда пребываем в диалоге с классиками и пытаемся обнаружить их след здесь и сейчас».