Венецианская биеннале-2015: лучшее
56-я Венецианская биеннале, стартовавшая 9 мая, увлекла весь город в размышления о будущем и бесконечную вереницу открытий, паблик-токов, чтений отрывков из «Капитала» Карла Маркса и беззаботных вечеринок. Прежде чем Арсенале и Джардини, основные площадки смотра, открыли свои двери для гостей трехдневного превью, в Венеции уже начались выставочные активности: в частности, свои работы показали российские художники AES+F и Recycle, включенные в параллельную программу. В основной части смотра нашу страну представила московская художница-концептуалист Ирина Нахова, инсталляции которой заняли весь российский павильон.
Главный куратор биеннале Оквуи Энвезор подчеркнул масштабность программы этого года, которая вышла далеко за пределы основных площадок и добралась даже до островов Мурано и Джудекка, отдаленных от центра Венеции. Он мечтал создать смотр, который стал бы так называемым «парламентом форм» и, подобно идее, заложенной в прошлогоднюю архитектурную биеннале Ремом Колхасом, выявил бы весь спектр элементов, образующих современное искусство, начиная с самых основ, заложивших фундамент для «Всего будущего мира». Стараясь рассказать все о новейших тенденциях и злободневных проблемах разных стран, а также забежать далеко вперед, Энвезор, в числе прочего, обратился к трудам Карла Маркса: наиболее яркие отрывки из «Капитала» на протяжении биеннале читали в лектории центрального павильона Джардини. Итальянские интернет-издания также поддержали эту тему: theTomorrow, например, выбрали ключевые слова из труда Маркса и предложили пользователям найти в Сети иллюстрации, ассоциирующиеся с ними. В остальном куратору помогли 136 художников из 53 стран, большинство которых участвует в биеннале впервые. Он собрал самых активных и бесстрашных авторов, без стеснения говорящих о политике и сугубо личном.
Итоги биеннале, оглашенные накануне публичного открытия, оказались наиболее приятными для павильона Армении, чья выставка признана лучшей из всех 53 стран, участвовавших в конкурсе. Проект Armenity был составлен из работ художников армянской диаспоры, родственники которых подверглись геноциду, но выжили. Победа этого павильона стала важным напоминанием о геноциде армян в бывшей Османской империи и подчеркнула общий контекст биеннале.
Еще один «Золотой лев» ушел в руки американской художницы Адриан Пайпер. Ее работы, смело говорящие о самом личном и объединенные фразой Everything Will Be Taken Away, можно увидеть в центральном павильоне Джардини рядом с залами Андреаса Гурски и Марлена Дюма. «Серебро» взял художник их Южной Кореи Им Хен-Сун, посвятивший свою видеоработу Factory Complex трудящимся в Азии женщинам и в форме документального фильма рассказавший об условиях, в которых им приходится работать. Особенно отметили еще трех художников: Харуна Фароки из Германии, Массинисса Сельмани из Алжира и коллектив Abounaddara, который объективно задокументировал нынешнюю социально-политическую ситуацию в Сирии.
Рассказываем о тех павильонах и художниках, которые хоть и не выиграли наград биеннале, но вошли в число наших неоспоримых фаворитов, а также о площадках из параллельной программы, обязательных для посещения.
Жоана Вашконселуш для Swatch
Таинственный сад с цветами, мерцающий и издающий звуки, подобные стрекоту сверчков, разместился в футуристическом павильоне близ главного здания Джардини. По нему необходимо передвигаться медленно, все дальше и дальше погружаясь в ночную глубину и исследуя путь: инсталляция выполнена в виде лабиринта, который заставляет останавливаться на полпути и наслаждаться мистической атмосферой. Творчество художницы, два года назад оформившей своими работами весь Версальский дворец и представлявшей на 55-й Венецианской биеннале родную Португалию, определенно заслуживает внимания.
Нидерланды
Следующей точкой на карте становится павильон Нидерландов, в котором открылась выставка Германа де Вриса To Be All The Ways To Be. Если китаец Ай Вэйвэй рассыпает на полу тысячи фарфоровых семечек, то этот художник украшает зал крошечными высушенными бутонами роз, создавая из них большой круг. Другие экспонаты павильона продолжают растительную тематику: работы де Вриса то напоминают о школьном гербарии, то представляют собой инсталляцию из сожженного дерева, угольками которого на стене выведена надпись: to be all the ways to be all the ways to be.
Великобритания
Великобритания посвятила свой павильон Саре Лукас, прославившейся провокационными работами еще со времен «Молодых британских художников». На новой выставке I scream daddio она снова представила скульптуры в жанре ню с элементами в виде сигарет, которые можно увидеть на фигурах, имеющих только нижнюю половину тела. В первом зале посетителей встречает взрыв теплого желтого цвета, позволяющий первой скульптуре слиться со стенами. То же условное обозначение женского тела из желтого материала Великобритания помещает и перед входом в свой павильон.
Франция
Франция отличилась совершенной «чистотой» павильона и представила проект revolutions Селеста Бурсье-Мужено. Созданные им мобильные деревья, которые, помимо прочего, еще и издают звуки, сделали выставку инновационной и поэтичной, а также стали олицетворением современного французского искусства. Одно из них установлено в самом центре павильона, а вокруг него обустроены лаунж-зоны, с которых посетители могут наблюдать выставку и отдыхать от экспрессивных и эмоциональных экспозиций других павильонов. Если же, наоборот, хочется хлеба и зрелищ, то вам прямая дорога сначала в Арсенале, а затем – в Центральный павильон Джардини или в гости к Испании с их выставкой Сальвадора Дали.
Центральный павильон Джардини
За фасадом, оформленным Оскаром Мурильо, скрывается длинная вереница выставочных залов с работами Томаса Хиршхорна, Кристиана Болтански, Андреаса Гурски, Катарины Гросс и других участников основного проекта. Но обратив внимание на уже хорошо известные имена, самое время заняться новыми, ведь Оквуи Энвезор отметил, что из 136 художников 89 участвуют в венецианском смотре впервые. Центральный павильон, называемый Ареной, кроме всего прочего, важен своим лекторием и новой библиотекой биеннале, где можно засесть на пару часов с книгами, которые больше нигде не увидеть.
Арсенале
Вторая основная площадка Венецианской биеннале представляет ряд национальных павильонов и групповую выставку, на осмотр которой понадобится минимум пара дней. Список художников, показанных в стенах Арсенале, включает в себя Брюса Наумана, Георга Базелица, Филиппа Паррено, Изу Генцкен и еще несколько десятков важных имен, а список стран – Китай, Индонезию, Таиланд, Италию с их новым павильоном и не только.
Монголия, Филиппины, Сейшелы + Highway To Hell
Гуляя по оживленной улице Strada Nuova, можно застать сразу две важные площадки 56-й Венецианской биеннале: первая – палаццо Мора – представляет крупную международную выставку Crossing Borders, а также сразу три национальных павильона: Монголии, Филиппин и Сейшельских островов. Вторая – Palazzo Michiel – занята выставкой под названием Highway to Hell, взятым, разумеется, из хита AC/DC. На ней можно увидеть инсталляции китайского художника Цзяна Хэна (Jiang Heng), которые состоят из таблеток, кукол Барби и черепов, расписанных цветочными узорами. Бонусом к этим ярким работам и живописи с уклоном в сюрреализм и абстракцию является отличный вид на Гранд-канал и неоновую работу Федерики Мараньони, размещенную у фасада дворца Ка' Пезаро.
Heartbreak Hotel и Future Histories
Вдалеке от туристических достопримечательностей открыта выставка бельгийского музея The Vanhaerents Art Collection, на которой можно увидеть скульптуры Уго Рондиноне и Брюса Наумана, автопортрет Синди Шерман и еще с десяток работ крупных современных художников. Она открылась в двух шагах от Casa dei Tre Oci, где Фонд V-A-C проводит экспозицию новых работ Арсения Жиляева и Марка Диона. Ради двух этих выставок, которые продлятся в Венеции до середины сентября, определенно стоит взять водный автобус до ближайшего к центру города острова Джудекка.