В тени манежа

Московская биеннале современного искусства в пятый раз населяет не только все выставочные пространства столицы, но и выходит за ее пределы на тысячи километров.
В тени манежа

Биеннале – главное культурное событие для любого города, будь то Венеция, Сан-Пауло, Лион или Сидней. Московская привлекательна близостью и возможностью увидеть актуальное искусство со всего мира, не выезжая за пределы Садового кольца. Тем более когда куратор – звезда, а основной проект располагается в величественном манеже.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Представлять достижения актуального искусства в этом сезоне пригласили Катрин де Зегер, критика и директора Музея искусств в бельгийском Генте, феминистку, чьи идеи и выставки с восторгом принимали в нью-йоркском MoMA, лондонской Whitechapel Gallery и на Сиднейской биеннале. Впрочем, это вовсе не означает, что ее проект будет наполнен произведениями женщин-художниц. «После открытия феминистской выставки в MoMA мы решили подсчитать, сколько мужчин и женщин было среди участников. Оказалось, 50 на 50. Мне кажется, мужчины подчас делают более феминистское искусство, чем женщины», – отмечает де Зегер. Свой проект в Москве она назвала «Больше света» и пригласила к участию около 80 художников из 25 стран. Все они создают специально для биеннале произведения о взаимодействии времени и пространства, художника и зрителя. Японка Майя Онода «плетет» огромные домашние кружева, индонезиец Джумади играет в национальный театр теней. Сун Дун раскладывает огромные инсталляции из мебели и вещей нескольких поколений китайских семей, кенийка Вангечи Муту делает завораживающие шаманские коллажи, а ливано-британская концептуалистка Мона Хатум – паутину из муранского стекла. Продлится это безумие до 20 октября.