Теория и практик

Актер и филантроп Константин Хабенский — об уроках гражданской ответственности, вызовах самому себе и желании играть не только положительных персонажей.
Теория и практик

Не успел Константин Хабенский собрать все мыслимые награды за роль в фильме «Географ глобус пропил», как уже готовит к премьере детский спектакль «Поколение Маугли». В постановке Айнура Сафиуллина, ученика Сергея Женовача, примут участие не только профессиональные актеры, но и выпускники творческой студии, организованной благотворительным фондом Хабенского. Сам актер выступил в роли художественного руководителя, а все средства от продажи билетов пойдут в помощь детям с опухолью головного мозга. Инициативу фонда поддержала и швейцарская часовая мануфактура, «лицом» и другом которой Хабенский является уже два года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Константин, почему именно «Поко­ле­ние Маугли»?

В прошлом году мы просили детей подумать об идее совместного спектакля. И одной из заявок как раз был «Маугли». Мы нашли необычный сценический ход, который роднит сказку Киплинга с нашим временем. Сшили интересные костюмы, разработали сценографию. Леша Кортнев написал музыку. Все будет нестыдно. Премьеру приурочим к фестивалю «Оперение-2014», который пройдет в Казани. А с октября, с начала детских каникул, спектакль попадет в прокат: сыграем в Новосибирске, Уфе, Воронеже, Тагиле, Екатеринбурге, Перми, Петербурге – везде, где есть наши студии. Такое вот окунание ребят в реку благотворительности.

Получается, вы даете детям уроки не только актерского ­мастерства, но и гражданской ответственности?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ее тоже нужно воспитывать. В моей юности больше поощрялась «тимуровская» помощь: что-то починить, помочь донести сумки. Но если детям со школы рассказывать о важности благотворительности, как происходит в Европе и Америке, это может дать хорошие результаты еще при нашей жизни.

Сейчас студии базируются по всей России. Как вы проводили среди детей отбор тех, кто примет участие в спектакле?

Ставим его на базе казанской студии. Но вообще сегодня мы работаем в восьми городах. У каждой студии есть куратор, следящий за проектом, за расписанием, за тем, как педагоги занимаются с детьми. В основном студии базируются в обычных школах, но в Уфе, Казани и Новосибирске мы переходим в муниципальные здания, которые нам дает город. А это означает еще больше возможностей, еще больше желающих, которых мы можем принять. Хотя уже сейчас у нас занимается около 2500 детей со второго по десятый класс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Занятия бесплатные?

Да, и именно поэтому мы требуем только одного – исправно их посещать. То есть дисциплины, которой требовали во время учебы от нас. Но важно понимать, что это не подготовка к поступлению в театральные вузы. Скорее вскрытие сидящего в ребенке потенциала.

В кино в последнее время вы тоже часто работаете с детьми, а как проходит ваше с ними общение в реальной жизни?

Та банда, войско, которое базируется в стенах наших студий, легко находит общий язык. Мы все фантазируем на одну и ту же тему. Ни я, ни педагоги не придерживаемся политики: я учитель – ты ученик. Живем в атмосфере обоюдного ученичества. Может, мы и знаем чуть больше и поэтому предлагаем правила игры. Но при этом прислушиваемся к тому, что дети нам отвечают, и уже отталкиваемся от этого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я читал, однажды после вашего визита к больной девочке ей резко стало лучше, от одной встречи с любимым актером.

Эмоции сами по себе уже лечат. Поэтому мы не столько собираем средства, сколько формируем пространство людей, которым можно доверять. Создаем общественное мнение, пытаемся обойти политику, острые углы и остаться на волне человеческого общения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Плотно занимаетесь делами фонда?

У нас отличная команда, в которой каждый отвечает за что-то свое. Все стараются беречь мое время, зовут только по большой необходимости – для спектакля или выступления на радио. И большое им за это спасибо, потому что у меня есть еще основная профессия, которой тоже хочется заниматься.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К слову об основной профессии. Рас­ска­жете о картине «Черное море», где вы снялись с Джудом Лоу?

Над фильмом работала смешанная команда: часть актеров из России, часть – американцы, часть – англичане. Мы собрались в одной старой подводной лодке – и тут началось! (Смеется.)

Еще один амбициозный проект – сериал Юрия Быкова «Метод», в котором вы играете бывшего маньяка. Это ваша попытка забраться на темную сторону силы? Ведь обычно вы играете более чем положительных героев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Просто все их отрицательные проявления вырезают на монтаже. Пытаются, наверное, сохранить за мной образ непререкаемого героя. Я же и в театре, и в кино стараюсь крутить персонажей так, чтобы ими не только любовались или сочувствовали, но иногда шарахались, отходили в сторону. Мне кажется это правильным. Любой человек через это проходит. У всех есть свои мотивации и оправдания, но в какой-то момент каждый из нас выглядит в глазах окружающих крайне нелицеприятно.

Давайте вернемся к сцене, к спектаклю «Контрабас», где вы практически все время играете в одиночестве.

В первую очередь это большая смелость Олега Павловича Табакова и всей команды МХТ. Они не только поверили нам и дали зеленый свет, но и выпустили на Большую сцену. А для меня это очередной этап, проверка «на вшивость», вызов самому себе. Дело же не в том, мало или много актеров на сцене. Дело в том, интересно зрителю или нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть расхожее выражение: актер играет на себе, как на скрипке. Вы, получается, сыграли на контрабасе?

В Одессе говорят по-другому. Человек как скрипка – когда лопается последняя струна, он становится деревом. (Сме­ется.)