Свет и музыка: интервью с композитором Игорем Вдовиным
24 мая в Читальном зале №3 Российской государственной библиотеки пройдет третий концерт фестиваля неоклассической музыки Sound Up. Накануне премьеры — интервью с композитором Игорем Вдовиным, который представит на фестивале свой альбом «24» под аккомпанемент светового перформанса Sila Sveta.
Два отделения с участием российских и зарубежных исполнителей, видео-арт и необычные площадки — по такому принципу строится ежемесячный фестиваль новой музыки SOUND UP.
Третий концерт состоится 24 мая в закрытом на реконструкцию зале №3 Российской государственной библиотеки — читальные столы на один вечер станут зрительными местами, под скульптурой Ленина возведут сцену, а намоленные аспирантами стены покроются световым перформансом от столичной команды мультимедийных сценографов Sila Sveta. Видео-арт вдохновлен рукописями и нотными изданиями из архива РГБ — описывать их словами бесполезно: это надо видеть.
В программе майского концерта — электронно-акустический сет от немецкого композитора Мартина Кольстеда и премьера альбома петербургского композитора Игоря Вдовина, который который начинал с Сергеем Шнуровым в группе «Ленинград», а позже приобрел известность, сменив ска-шансон на электронную и академическую музыку. Кому-то Вдовин знаком как автор музыки к лучшим примерам русского арт-хауса — фильмам «Богиня: как я полюбила» Ренаты Литвиновой, «Garpastum» Алексея Германа-младшего, «Русалка» Анны Меликян, кому-то — после работы над музыкальным сопровождением показов Дениса Симачева и альбомом Земфиры «Вендетта». The Symbol ART встретился с Игорем Вдовиным накануне московской премьеры его четвертого сольного альбома «24».
Игорь, что вы думаете об идее сделать концерт в читальном зале?
Место прекрасное, а идея принадлежит организаторам фестиваля Sound Up – Жене Лассарь и Веронике Белоусовой — и мне она исключительно симпатична. Я за то, чтобы концерты, балеты, выставки и другие культурные мероприятия происходили в неожиданных и необыкновенных местах — в этом есть ощущение праздника.
Как вам здешняя акустика?
Мне кажется, что тут может быть либо дико, неистово, фантастически круто, либо всё смешается в полную кашу. Надеюсь всё же на первое, но окончательно узнаем во вторник. Думаю, что это все будет не очень уныло, и слушателям понравится.
А почему вы сами не выходите на сцену? И чем мотивирован выбор исполнителя — известного пианиста Петра Айду?
Мне не хватает технического блеска для исполнения своей музыки. А Петр, во-первых, признанный виртуоз своего дела, лауреат международных конкурсов, а во-вторых, лично мне нравится как музыкант и творческая единица. Он записывал крайне редко исполняемого композитора, под которого очень сложно настроить инструмент, — И.А.Вышнеградского, один на двух роялях играл пьесу Стива Рейха Piano Phase, которая написана для двух людей. Это круто, Айду — настоящий авангардист.
В рамках фестиваля состоится московская премьера вашего нового альбома «24»?
Верно. До этого альбом был представлен только в Санкт-Петербурге, в малом зале академической филармонии имени Д.Д.Шостаковича в 2012 году.
А как правильно определить жанровые рамки вашей музыки?
Давайте жанрово ограничим это как современную инструментальную музыку. Определенная претензия на академичность в ней есть, сама форма двадцати четырех прелюдий обязывает. Названия произведений тоже классические для данного цикла — по тональностям: соль минор, ми мажор, до-диез минор и так далее.
Как вы считаете, есть ли сегодня спрос на академическую музыку? Кажется, все уже устали от электронной музыки, техно и постепенно возвращаются к истокам, к классике?
Я редко бываю на концертах, к сожалению, потому что люблю слушать музыку дома. Но, например, к моему удивлению, на таком же концерте в филармонии в Санкт-Петербурге был аншлаг — при том, что формат был абсолютно традиционный, без инсталляций. Видимо, людям это нужно — и я только рад.
Вы сами придете на концерт 24-го?
Да. Правда, я в этот день играю в спектакле «Бунтари» Александра Молочникова в МХТ имени А.П.Чехова, к которому также написал музыку. Но я люблю послушать хорошее исполнение своей музыки, а завтра оно будет хорошим.