Словарь моды ар-деко: от диадемы до танцев

Все, что нужно знать о туалетах и украшениях прекрасной эпохи.
Словарь моды ар-деко: от диадемы до танцев

С 30 сентября 2016 по 11 января 2017 года в Музеях Московского Кремля проходит выставка «Элегантность и роскошь ар-деко». Диадемы Cartier, зажигалки Van Cleef & Arpels, платья от Жанны Ланвэн и Коко Шанель и остроумная модная иллюстрация из двадцатых годов прошлого века: выставка о прекрасной эпохе собрана из коллекций Института Костюма Киото и ювелирных домов Cartier и Van Cleef & Arpels. Редкий шанс увидеть чертежи изумрудных брошей, несессер «Голубой экспресс» от Van Cleef & Arpels, который глава концерна Bentley подарил своей жене, коллекцию драгоценных каблуков и другие эстетические приметы времени – упускать нельзя. 120 экспонатов предоставлены Институтом костюма Киото, тридцать четыре – из собрания ювелирного дома Cartier и двадцать предметов из их архива, двадцать четыре – из коллекции ювелирного дома Van Cleef & Arpels. Под эгидой выставки, приводим краткий словарь моды эпохи ар-деко на основе интервью с директором департамента международной деятельности Музеев Московского Кремля Екатериной Караваевой и кураторами проекта – Ларисой Пешехоновой и Макото Ишизеки.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.
Модный дом «Ворт». Парадное придворное платье со шлейфом. Франция, 1914 г.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А – Ар-деко. Термин ар-деко заимствован из названия Международной выставки современных декоративных искусств и художественной промышленности, организованной в Париже в 1925 году, а в качестве названия стиля в искусстве вошел в лексику после 1960-х годов. Это художественный и социокультурный феномен, который отразился на всех видах искусства в 1920-е годы. Легкий, искрящийся и фантазийный мир ар-деко вдохновлен европейской классикой и модернизмом, культурой древних цивилизаций и бурным развитием технологического прогресса. «Ревущие двадцатые», как их называли в США, или «золотые двадцатые», как их именовали во Франции, – декада экспериментов, породившая новый мейнстрим в области искусства и дизайна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Бонбоньерка Cartier. Париж, около 1919. Агат, платина, алмазы огранки «роза», калиброванные ониксы фасетной огранки и один ониксовый кабошон. Коллекция Cartier.

Б – Блеск был главным украшением вечерних платьев: их декорировали жемчугом, стразами, стеклярусом, золотым и серебряным ламе, шелковыми лентами. Все это покачивалось при движении и мерцало. Блестеть должны были и все фактуры, которым отдавалось предпочтение в эпоху ар-деко: металл, стекло, фарфор, полированное дерево и слоновая кость. Из этих материалов делались флаконы для нюхательной соли, бонбоньерки (коробочки для леденцов), ювелирные шкатулки, пудреницы, мундштуки, зажигалки, футляры для губных помад, портсигары и театральные бинокли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Театральный бинокль Cartier. Париж, 1912 (выполнен по специальному заказу). Платина, агат, черный лак, алмазы огранки «роза». Коллекция Cartier.

В – Влияние. Искусство ар-деко – синтетическое искусство, которое заимствовало мотивы, тенденции, декоративные элементы из самых разных культур. Но специалистами признано, что наибольшее влияние оказало японское искусство и русские балеты Дягилева. Позы, которые принимают модели на иллюстрациях, повторяют позы и силуэты красавиц с японских гравюр XVIII века: вид со спины и изображение лица крупным планом, во всю страницу (по примеру композиции гравюр окуби-э).

Г – Город. На ювелирное искусство ар-деко большое влияние оказала архитектура. Городские ландшафты стали прорезать небоскребы, кубизм породил геометрические формы в искусстве. Что касается украшений, архитектурные мотивы заметны, к примеру, в бриллиантовых клипсах Van Cleef & Arpels: модель «Пирамиды» была выпущена в 1923 году, после открытия гробницы Тутанхамона, которое спровоцировало волну египтомании в декоративном искусстве.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Брошь Cartier. Лондон, 1923. Золото, платина, синий египетский фаянс, круглые бриллианты старой огранки, бриллианты огранки «восьмеркой» (старая английская или «единичная» огранка), лазурит, черная эмаль. Коллекция Cartier.

Д – Диадемы cегодня окончательно не имеют отношения к жизни, даже к парадной ее части. Они постепенно начали выходить из обихода как раз в эпоху ар-деко, их еще носили, но иначе, чем в конце XIX века: они стали уподобляться античной повязке, их надевали а не на высокую прическу, а гораздо ниже. Прически сильно изменились, поэтому диадема приобретает форму бандо, а не закрытого обруча. Входят в обиход модели-трансформеры: часы-броши, бандо, которые разбираются на два браслета и одну брошь. На выставке представлены две роскошных диадемы Cartier, которые демонстрируются на манекенах вместе с ранними платьями от Коко Шанель.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Бандо Cartier. Нью Йорк, 1924. Платина, природный жемчуг (вес примерно 51 гран), круглые бриллианты старой огранки, два грушевидных бриллианта дм.18, в. по центру 5,25. Коллекция Cartier.

Н – Нессесер. В эпоху ар-деко появляются принципиально новые формы ювелирных украшений, и текстильные элементы тоже становятся предметом ювелирного искусства. Скажем, девушка не могла обойтись без несессера: он заменил женскую сумочку, в нем было много отделений. Девушки носили в них очки, танцевальные карточки, карандаш, сигареты, зажигалки и косметику, поскольку использование декоративной косметики становится неотъемлемой частью ежедневного будуара в эпоху ар-деко. Несессеры имели несколько потайных отделений на пружинках, и являлись ювелирным украшением – они имитировали японскую эмаль или японские лаки, были инкрустированы камнями, иногда были выложены внутри плоскими рубинами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Несессер «День и ночь». Cartier Париж, 1927. Золото, платина, две перламутровые пластины с изображениями дневного и ночного пейзажей, половина рубинового кабошона (восходящее солнце) и сапфировый кабошон (луна), драгоценные и полудрагоценные камни, нефрит, сердолик, бриллианты огранки «багет», алмазы огранки «роза», черная эмаль. Коллекция Cartier.

К – Каблуки. Сменные каблуки были изобретены в пятидесятые годы, когда были изобретены специальные пружинки, позволявшие их менять. Каблуки, представленные на выставке в Кремле в отдельном стеклянном ящике, – с витрины обувщика. Девушки заказывали туфли под платья и, соответственно, могли выбрать гармонирующий с туалетом каблук. Платья в эпоху ар-деко становятся короче, и женщины впервые в истории получают легитимный шанс продемонстрировать свою обувь, поэтому ей начинает придаваться все большее значение. Самым знаменитым обувщиком эпохи был Перуджо, и некоторые модели его вышитых туфель представлены в экспозиции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Часы-брошь Cartier. Cartier Париж, 1921. Платина, золото, алмаз огранки «роза», бриллианты старой огранки и огранки «восьмеркой» (старая английская или «единичная» огранка), калиброванные сапфиры фасетной огранки, оникс, черная и белая эмаль, черная муаровая лента (режась). Коллекция Cartier.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О – Ориентализм. Одним из главных популяризаторов моды ар-деко был кутюрье Поль Пуаре: его интерес к ориентализму совпал по времени с появлением в 1909 году «Русских балетов» Сергея Дягилева. Откровенная экзотичность, истоки которой лежали в культурах России, Кавказа и азиатских народов, на деле вылилась в яркую палитру цветов и вошедшие в моду арабские тюрбаны, туники и гаремные шаровары. Арабские шаровары послужили толчком для изобретения женских функциональных брюк, а свободный покрой японского кимоно позволил дамам освободиться от корсетов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Брошь Cartier. Париж, 1908. Платина, бриллианты огранки «восьмеркой» (старая английская или «единичная» огранка), калиброванные сапфиры фасетной огранки, природный жемчуг. Коллекция Cartier.

Т – Танцы. Мода всегда была зеркалом общества, и, поскольку в эпоху ар-деко едва ли не главным светским развлечением были танцы, многое в женском наряде подчинялось им. Высоких каблуков тогда не было: в моде были туфли, пригодные для динамичных фокстрота, чарльстона и танго. Если посмотреть старую хронику и кинофильмы, мы увидим, что во время некоторых танцев девушки что-то покручивали в руках: это были длинные бусы на шее и летящие шлейфы на задней части платьев.

Мундштук «Дракон». Cartier Париж, 1925. Платина, нефрит (чаша), кость (трубка), калиброванные сапфировые кабошоны, алмазы огранки «роза», красная и черная эмаль. Коллекция Cartier.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К – Конец. Окончанием прекрасной эпохи можно назвать конец 1930-х годов: мода начинает меняться, это связано с социально-политической динамикой – в Европе нарастают тревожные настроения, которые не предрасполагают к легкомысленному и беззаботному образу жизни, характерному для двадцатых, когда Европа пришла в себя после ужасов Первой мировой войны. Итак, мода уходит, причем гораздо быстрее она уходит из костюма: появляются строгие платья и сдержанные костюмы, мода становится более универсальной и синкретичной. Ювелирное искусство, как более консервативный сегмент, эволюционирует медленнее, однако и в нем начинают появляться более брутальные модели.

Браслет Cartier. Нью Йорк, 1925. Бриллианты огранки «восьмеркой» (старая английская или «единичная» огранка) и бриллиантовые, изумрудные и рубиновые кабошоны, оникс. Коллекция Cartier.