При чем здесь лошадь? Разбираем странности полотен Тициана, Тинторетто и Веронезе

На выставке в Пушкинском музее

В Пушкинский музей в очередной раз привезли титанов мирового искусства: Тициана, Тинторетто и Веронезе. 25 полотен мастеров Возрождения показывают в рамках выставки «Венеция Ренессанса». Порой понять задумку художника сложнее, чем кажется. TheSymbol.ru отыскал символы, спрятанные на картинах ренессансной троицы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кого напоминает отрубленная голова?

Тициан, «Саломея». Около 1515 г.

Перед нами «хедлайнер» выставки — ранняя работа Тициана. Несмотря на название, отсылающее к вполне конкретной библейской истории, искусствоведы не могут сойтись во мнении, кто же изображен на картине: Саломея, которой царь Ирод преподнес на блюде голову Иоанна Крестителя, или Юдифь, обезглавившая вражеского полководца Олоферна. Обычно Юдифь изображают с саблей, а голову покойника героиня несет в мешке. Сабли на полотне Тициана нет, зато есть служанка, в которой сторонники версии о Юдифи признают кормилицу Абру. У полотна есть еще один секрет: кому бы из библейских героев ни принадлежала отрубленная голова, она один в один повторяет черты самого Тициана. Зачем художнику понадобилось изображать самого себя в таком неприглядном виде, неясно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что значит перевернутый сосуд?

Тициан, «Венера и Адонис». Середина 1540-х

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В центре сюжета другого полотна Тициана — классический сюжет, почерпнутый из «Метаморфоз» Овидия. Пораженная стрелой Амура богиня Венера влюбляется в смертного юношу Адониса. Однажды тот отправляется на охоту и его убивает разъяренный вепрь. Тициан изобразил промежуточную стадию «отношений» героев. Амур, сделав свое дело, дремлет в тени деревьев, а охотничьи собаки уже почуяли роковую добычу. Один из самых символичных элементов картины — перевернутый сосуд, традиционно символизирующий любовное опьянение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что за женщины сопровождают Деву Марию?

Тинторетто, «Встреча Марии и Елизаветы». 1550—1560 гг.

Сюжет картины Тинторетто был вполне понятен религиозно подкованной общественности XVI века: Богоматерь приходит навестить свою родственницу, святую Елизавету, чудесным образом зачавшую ребенка уже в преклонных летах вскоре после Благовещения (вести о скором рождении Христа). Предположительно картина предназначалась для алтаря церкви Сан-Пьетро Мартире в Болонье. Тинторетто дотошно следует букве Библии. Неясным и по сей день остается лишь одно — кого воплощают две женские фигуры. Одна сдвинута к левому краю полотна, другая выглядывает из-за фигуры Елизаветы. Но композиционно их появление на картине вполне объяснимо: их фигуры образуют диагональ, проходящую по животам чудом зачавших святых.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При чем здесь лошадь?

Веронезе, «Венера и Марс с Амуром и лошадью». Около 1570 г.

Пожалуй, самый странный сюжет на выставке в ГМИИ мы встретим на полотне Веронезе «Венера и Марс с Амуром и лошадью». Любовная история, разворачивающаяся между Венерой и Марсом, изъезжена мастерами Возрождения до дыр. И не только ими. Любопытно одно — зачем Веронезе понадобилась лошадь? С одной стороны, конь — один из символов Марса, бога войны. С другой - художник вводит непарнокопытное ради комического эффекта — таким образом страсти олимпийских богов становятся в глазах зрителя более приземленными и человечными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зачем Веронезе лающая собачка?

Веронезе, «Сусанна и старцы». 1580—1585 гг.

Млекопитающее появляется и на другом полотне Веронезе — «Сусанна и старцы». На этот раз — маленькая собачка. Для начала разберемся с сюжетом. Перед нами очередная библейская история: двое уважаемых старейшин народа застают целомудренную красавицу Сусанну за купанием и домогаются ее, сраженные красотой. Обычно художники изображают этот сюжет в двух вариантах: либо Сусанна ничего не подозревает, либо пытается сопротивляться. В работе над этой картиной Веронезе выбирает второй. Ну а собачка, лающая на обидчиков, символизирует беспомощные попытки помочь.