От ле Корбюзье до Хадид: 5 московских зданий, которые спроектировали мировые звезды архитектуры
Особняк Рябушинского, Дом Мельникова, высотки, ласково прозванные «7 московскими сестрами» — архитектура столицы не первое десятилетие вызывает у ее жителей и гостей ряд вопросов, но что по кольцам Москвы разбросаны настоящие шедевры, сомневаться не приходится. Тем интересней, что, в отличие от Санкт-Петербурга, зданий именитых зарубежных архитекторов здесь не так много. Мы решили вспомнить, кто из звезд мирового уровня отметился своими проектами в белокаменной.
Ле Корбюзье
Знаменитому модернисту принадлежит лишь один московский проект — Здание Центросоюза. Конкурс на его архитектурную концепцию был объявлен в 1928 году, и ожидалось, что победу одержит Борис Великовский, автор соседнего здания Госторга. Однако замысел Ле Корбюзье идеально отвечал всем поставленным условиям. Главней же особенностью, по словам автора, было отсутствие у дома «фасада в подлинном смысле этого слова». Центросоюз выходит одновременно и на Мясницкую улицу, и на проспект Академика Сахарова, а потому «парадной» стороны у него нет. Более того, каждый элемент комплекса имеет свое функциональное значение.
Первоначальный замысел архитектора, к сожалению, был реализован лишь частично. В планах у визионера были и сады со спортивными площадками на крыше, и озеленение пространства между корпусами, и лифты непрерывного действия, и современный опенспейс без перегородок. Сперва пришедшее в восторг от проекта жюри стало вносить в него свои корректировки, а уже после завершения строительства Центросоюз два раза реконструировался. Сегодня оригинальную планировку и детали интерьера можно увидеть в отдельных пространствах комплекса.
Дэвид Аджайе
Уроженец Танзании Дэвид Аджайе начал свою карьеру с частных заказов — зато каких! Он проектировал для Юэна МакГрегора, Александра МакКуина и потомков основателя Swarovski, но вскоре почувствовал себя стесненным и увлекся работой с городским пространством. В 2017 году 50-летний Аджайе был удостоен рыцарского титула, а годом ранее открыл в Вашингтоне Национальный музей афро-американской истории и культуры (NMAAHC), построенный бюро Adjaye Associates. Почетным гостем открытия стал первый темнокожий президент США Барак Обама.
С Россией у Аджайе связана особенная история. Его Школа управления в Сколково стала первым крупным реализованным проектом архитектора. По словам Дэвида, заявку он отправлял без надежды на победу. Для инновационного центра в Подмосковье он выбрал довольно радикальное решение — «дом на доме». Жюри оценило вдумчивый подход: в наших широтах действительно разумнее располагать все в одном здании, а не разбрасывать корпуса по кампусу. Строго выверенный план Школы — изящный реверанс супрематизму и его главному герою, Казимиру Малевичу. Четыре корпуса «Гималаи», «Памир», «Каракорум» и «Тянь-Шань» вписаны в круглое двухэтажное основание.
Рем Колхас
В 2015 году главным событием арт-Москвы стало открытие нового здания музея «Гараж». На открытии присутствовал и автор проекта — голландец Рем Колхас, основатель бюро OMA, который спроектировал здание Фонда Prada на территории бывшей миланской винодельни.
В Москве Колхасу также пришлось работать с уже имеющимся зданием. «Гараж»занял заброшенное помещение бывшего ресторана «Времена года», построенное в 1968 году. Архитектор сохранил планировку, сделав ее более мобильной — чтобы у музея была возможность трансформировать внутренние помещения под различные выставки. Было сохранено оригинальное мозаичное панно, кирпич и глазурованную керамическую плитку 1960–1980-х годов отреставрировали и превратили в декоративный элемент. Фасад облачился в два слоя полупрозрачного поликарбоната, которые дают эффект рассеянного света, и был визуально приподнят над землей на высоту 2,25 м.
Заха Хадид
Dominion Tower на Шарикоподшипниковской улице в районе Дубровки за годы своего строительства стал настоящим городским мемом. Проект бюро Zaha Hadid Architects не могли закончить 10 лет, и предыдущий опыт работы Хадид в России обнадеживающим не был: башня на Живописной улице и комплекс рядом с Экспоцентром так и остались на бумаге. Однако в 2015 году здание было закончено, а вскоре не стало самой Хадид. Первым арендодателем семиэтажного космического корабля стал Фонд содействия реформированию ЖКХ.
Смелую идею звездного архитектора пришлось адаптировать под московские реалии. Башня Dominion Tower, напоминающая игру «Дженга», должна была быть масштабней: по первоначальному замыслу, «вылет» этажей должен был достигать 20 метров. Бюро «Элис», занимавшееся правками, урезало его до 8. Тем не менее, эффект парения все равно сохранен за счет композитно-алюминиевых панелей на фасаде, которые меняют цвет в зависимости от угла зрения.
Ренцо Пиано
Автор более 30 музеев, в том числе Центра Жоржа Помпиду в Париже, стал приглашенной звездой фонда V-A-C при реставрации ГЭС-2. «Это было предложение, от которого не откажешься», — рассказал он позже в интервью российскому AD.
Неоготическое здание ГЭС было введено в эксплуатацию в 1907 году. Станция была построена в ответ на настоящий трамвайный бум в столице. Огромный город долгое время передвигался на «конках», или конно-железной дороге, пока в 1899 году по его улицам не прошел первый трамвай. Сеть путей стремительно росла, и возникла необходимость в Центральной трамвайной электростанции. В 2014 году здание выкупил фонд V-A-C. Renzo Piano Building Workshop приняли решение заменить старые трубы на новые — насыщенного синего оттенка, и теперь их функция обратная: они не выпускают дым, а «забирают» воздух для вентиляции внутренних помещений. Это не единственное sustainable-решение: крыша ГЭС выложена солнечным панелями. Реставрация вышла далеко за пределы здания и захватила часть Болотной набережной и прилегающие к ГЭС территории с другой стороны — теперь здесь березовая рощица.