Молодые и прекрасное: юные специалисты арт-сферы Москвы. Часть 2.
Топ-позиции в самых разных сферах все чаще получают молодые и перспективные – арт-индустрия не стала исключением. Мы собрали очередной отряд перспективных специалистов из крупных культурных институций Москвы, которым еще нет 30-ти. Они рассказали о своей работе, целях искусства и перспективах его развития в России.
МАРИЯ НАСИМОВА, 27, главный куратор Еврейского музея и цента толерантности
«В моем отделе работают три менеджера и один консультант, который помогает мне по истории еврейства и иудаизма, так как сама я специализируюсь на искусстве XX века.»
За полтора месяца до открытия каждой выставки моя жизнь превращается в тушение пожаров: срываются экспонаты, заканчивается бюджет и возникают другие непредвиденные сложности. Более спокойная часть моей работы — административная — заключается в согласовании бюджетов, договоров, работе с архитекторами экспозиции и написании текстов. Но моя основная задача — продумать выставочную программу на несколько лет вперед, сформулировать стратегию, в которой соблюдается баланс между проектами разного типа. Пригодились все три моих образования – я изучала предпринимательство в РГГУ, стратегический менеджмент и маркетинг в Лондонской школе экономики и визуальную культуру в магистратуре Goldsmiths College.
Ближайший проект «Эффект времени. Влияние русского авангарда на современную моду» открывается 30 июня. Это выставка-эксперимент, которая впервые построена на исключительно визуальном сходстве, без академического базиса. Мы прослеживаем визуальную спираль влияния искусства столетней давности на коллекции современных дизайнеров Prada, Valentino, Dries Van Noten, Celine и Mary Katrantzou.
Сложнее всего сотрудничать с большими художниками, вроде Аниша Капура: ты договариваешься даже не через его студию, а лично с ним — важно сделать так, чтобы у него возникло желание сделать выставку именно с тобой. Обсуждение и подготовка выставки Капура из пяти работ заняла у меня два года. Сейчас мы до сих пор пытаемся «заполучить» Роя Лихтенштейна — тут все еще сложнее, идет работа с его фондом, а такие институции крайне щепетильно и трепетно относятся к тому, как используются имена их художников.
Это ужасно — спрашивать у искусствоведа, какой жанр ему больше всего нравится. Из глобальных направлений люблю русский авангард и послевоенное американское искусство. Меня вдохновляют работы Марка Ротко, Герхарда Рихтера, я люблю Кандинского и Малевича. Из современных художников выделяю Анри Сала и Тино Сигал, но выбрать одного совершенно невозможно.
СОФЬЯ СИМАКОВА, 20, куратор и координатор Галереи Triumph
«Я стала понимать, что мне все реже нравятся выставки: сразу включается профессиональный глаз — здесь не тот свет, тут неровно висит, этот подрамник поехал. Поневоле отвлекаешься от искусства — это синдром куратора».
В галерее практически горизонтальная иерархия, мы универсальные солдаты. За прошлый год в «Триумфе» прошло 42 выставки: такие жесткие темпы обязывают — я могу, когда надо, и курьером, и художником, и монтажником побыть. Работа над выставкой начинается с отбора художников, согласований с владельцем галереи и командой. Далее происходит выбор экспонатов, составляется план экспозиции, начинается создание каталога: это подразумевает большую работу с текстами, навыки логистики и тайм-менеджмента. Я, по сути, задаю вектор коммуникации между художником и архитектором выставки, дизайнером каталога и другими специалистами, вовлеченными в процесс.
В Лондоне я училась в университете Goldsmiths, проходила практику в галерее Lazarides, которая официально представляет Бэнкси, и в русском аукционном доме MacDougall’s. В Англии карьерный рост происходит куда медленнее. Сначала нужно десять лет отработать ассистентом ассистента, потом еще десять — ассистентом. В Москве перед молодыми специалистами, которые учились заграницей и свободно владеют языками, все двери открыты.
Паблик-арт в последнее время набирает все большую популярность, это искусство, выставленное за пределами музеев и галерей, которое меняет облик города. Я координирую летний open-air проект «Простые названия, избранные синонимы», который открывается 2 июля на территории «Аптекарского огорода». Как один из кураторов я также участвую в создании проекта «Только неофициальный язык», который откроется 28 июня на Винзаводе и исследует жизнь и работу современных художников в Москве вплоть до их потребительской корзины. Мы разрешили тридцати авторам самим выбрать работы, которые они хотят представить, и исходя из них построим конструкцию. Обычно происходит наоборот – художник ориентируется на архитектуру выставки.
Среди моих любимых художников: Генри Мур, Георг Базелитц, Жан-Мишель Баския, Соня Делоне, Френсис Бэкон. Из наших — группа АЕS+F, познакомиться с которыми было мечтой с детства, после того, как я впервые побывала на их выставке в 2010 году. Могла ли я подумать, что через несколько лет буду работать в галерее, представляющей их?
АНАСТАСИЯ КУРЛЯНДЦЕВА, 25, научный сотрудник отдела новейших течений Государственной Третьяковской Галереи на Крымском Валу
Омоложение штата, как мне кажется, постепенно началось со второй половины нулевых. Еще восемь лет назад, когда я поступала в МГУ на исторический факультет, молодому сотруднику было не так просто попасть в Галерею: по негласным правилам, прежде чем попасть в научный отдел, надо было поработать несколько лет, например, в экскурс-бюро. Я работала два года помощником Ученого секретаря, пока училась, и после защиты диплома по немецкому экспрессионизму перешла в отдел новейших течений: к тому моменту я уже хорошо себе представляла внутреннюю музейную жизнь, и знала, что мне будет интересно поработать с Кириллом Светляковым.
Сейчас я работаю вместе с Кириллом и моей коллегой Юлией Воротынцевой над большой выставкой «Оттепель», которая откроется в феврале 2017 года и охватывает период с 1953 по 1968 годы. В число художников, работы которых будут представлены на выставке, входят Юрий Пименов, Георгий Нисский, Павел Никонов, Николай Андронов, Таир Салахов, Михаил Рогинский, Виктор Иванов и многие-многие другие. Делать такую выставку безумно интересно: тебе открыт доступ в архивы, библиотеки, музейные коллекции, иногда находятся настоящие жемчужины. На выставке мы представим ряд уникальных культурных феноменов периода оттепели, такие как пленеры абстракционистов, клубную жизнь наукоградов, всесоюзные дни поэзии, колхозные музеи и так далее.
Российская музейная система устроена немного архаично. В западных музеях куратор, старший куратор или ассистент куратора значатся как должности, а в нашей штатной табели в научных отделах есть позиции заведующего отделом, научного сотрудника, хранителя и техника. Так что на бумаге в государственных музеях кураторство не выделяется в отдельную профессию: этим может заниматься как хранитель, так и научный сотрудник, работающий над конкретным проектом.
У меня два любимых художника: Амедео Модильяни и Жан-Мишель Баския. Когда я вижу их работы в музеях, я цепенею, стою завороженная. Ничего не могу с собой поделать – это необъяснимое чувство, сродни синдрому Стендаля.
ПОЛИНА МОГИЛИНА, 28, младший научный сотрудник отдела старых мастеров ГМИИ имени А.С.Пушкина
«Чтобы получить работу в фондах Пушкинского музея, нужно пройти год стажировок на выставках и негласный экзамен: комиссия из уважаемых хранителей музея смотрит на твой пока что небольшой послужной список и решает, допускать тебя или нет».
Я обожаю понедельники. В этот день в музее нет публики, и я работаю на экспозиции: делаю контрольные обходы, реставрационные осмотры, перевески, которые необходимы в течение жизни экспозиции — какие-то вещи уходят на выставку, какие-то – на реставрацию или в запасник. Чтобы лучше рассмотреть нюансы, вооружаюсь мягкими перчатками и лупой с ультрафиолетом. В остальные дни большая часть моей работы проходит за кадром — в офисных помещениях.
В октябре откроется выставка, которую я курирую совместно с коллегой. Она называется «Искусство жить» и посвящена интерьеру голландского бюргерского дома золотого столетия. Идея родилась еще несколько лет назад, я составила концепцию проекта — как, где и на основе каких предметов я хочу раскрыть тему. Потом наступает этап переговоров с музеями, создания проекта экспозиции и работы над выставочным каталогом.
Я работаю в Пушкинском музее уже семь лет: проходила тут учебную практику еще будучи студенткой факультета истории искусств РГГУ. Защитив диплом, сразу пришла на работу в отдел старых мастеров, где работаю по сей день в должности младшего научного сотрудника. Самое интересное в моей работе — динамичная работа над выставочными проектами, которая длится не один год: мой первый самостоятельный опыт в качестве куратора — выставка «Рембрандт. Другой ракурс», с успехом прошедшая осенью 2015 года.
Мои любимые художники — голландские жанристы 17 века — Герард Терборх, Габриэль Метсю, Питер де Хох. Их искусство очень близко к обычной жизни и интимно — в их сюжетах раскрывается внутренняя жизнь конкретного города, конкретной семьи. Это искусство вне времени.
ВЛАДИСЛАВ ШЕВЕРДИН, 28, фотограф отдела керамики и кости Реставрационного Центра им. И.Э.Грабаря
«Съемка предметов в реставрационном центре предполагает три стадии: когда объект только поступил, когда сделана часть работы и результат восстановительных работ».
Когда я начинал заниматься музейной предметной съемкой, учился на практике: тут своя специфика. Я использую Canon 5D Mark iii, макро объективы 50-100мм и определенный свет. Например, живопись не терпит горячих светильников, поэтому я использую диодные.
Самое интересное в моей работе — снимать последние стадии реставрации объектов. Моя задача — эффектно представить труд реставраторов. Порой предметы поступают в плохом состоянии, и на первой стадии важно показать все дефекты предмета: в случае с керамикой и костью это трещины и сколы, в живописи — срезанный мазок, потертости, царапины.
В Центре имени И.Э. Грабаря я работаю более полугода, и совмещаю это с другими музейными проектами — съемкой живописи, скульптуры, графики и панорам для ГМИИ имени А.С. Пушкина, Русского музея и Государственного Эрмитажа. Снимаю по особой технологии, которая предполагает сшивание несколько кадров в один, чтобы добиться максимально высокого разрешения — похожий метод использует Google. Также я занимаюсь проектами виртуальных музеев.
Сейчас я снимаю «на паспорт» эту шикарную китайскую умывальную вазу и ни в коем случае не рассматриваю смену специальности, потому что: а) мне нравится и б) мне нравится.