Мода как искусство

Экскурсия-спойлер по выставке Manus x Machine Института Костюма и обзор самых живописных платьев Бала Met Gala 2016.
Мода как искусство

Как связаны Chanel и Энди Уорхол, Celine и баухаус, Cartier и ар-деко, Prada и стрит-арт, Mary Katrantzou и сюрреализм? Установить тесные взаимосвязи искусства и современной моды поможет месячный курс лекций «Мода и искусство XX-XXI веков», стартующий 12 мая в ММОМА.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интенсивом руководит эксперт моды и журналист Илектра Канестри, которая разобрала для The Symbol ART экспонаты выставки Manus X Machina: Fashion at an Age of Technology (с 5 мая по 14 августа, Metropolitan Museum, Нью-Йорк) и проанализировала наряды звезд с ежегодного бала Met Gala, темой которого на этот раз стали взаимоотношения рукотворного кутюра и высоких технологий.


Илектра Канестри – эксперт в области моды и дизайна, журналист, преподаватель авторских курсов по истории моды Британской Высшей Школы Дизайна и Московской Школы Кино, лектор Московского Музея Современного Искусства (ММОМА).

Платье Issey Miyake

Платье «Flying Saucer» из коллекции Miyake Design Studio весна-лето 1994. Courtesy of The Miyake Issey Foundation Photo © Nicholas Alan Cope
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Традиция использования плиссировки пришла в современную моду из древнегреческого костюма. Этот метод возник еще в античности: тогда он был призван создать классические скульптурные формы, подчеркнуть красоту женского силуэта.
Японский дизайнер Иссей Мияке сделал плиссировку частью своего грандиозного модного эксперимента: вот уже много десятилетий он занимается поиском новых форм, эстетических концептов и способов создания одежды – с минимальным использованием швов или вовсе без них. Эта одежда вступает в неожиданный диалог с человеческим телом: совершенно иначе соприкасается и двигается вместе с ним.

Созданная Иссей Мияке в 1993-м году линия плиссированной одежды Pleats Please до сих пор является одним из самых оригинальных и самобытных явлений в моде».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Костюм Coco Chanel

Костюм haute couture авторства Габриэль Шанель, 1963-1968. Шерсть, шелк, металл. The Metropolitan Museum of Art, New York, Gift of Mrs. Lyn Revson, 1975 (1975.53.7a–e). Photo © Nicholas Alan Cope

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Модернистский подход Шанель к моде — простой силуэт с геометрической основой, сдержанный декор, графичная колористика — сродни супрематическим экспериментам в искусстве Казимира Малевича, минималистским поискам Миса ван дер Роэ в архитектуре и другим теориям и идеям, появившимся в культуре в этот период.


Платье Christian Dior

Платье haute couture «Vilmiron» из коллекции Christian Dior весна-лето 1952. Шелк, нейлон. The Metropolitan Museum of Art, New York, Gift of Mrs. Byron C. Foy, 1955 (C.I.55.76.20a–g). Photo © Nicholas Alan Cope
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Камиль Писсаро, Берта Моризо и другие импрессионисты произвели революцию в живописи, выйдя из мастерских на природу и впустив на свои полотна «живые» цвет, свет и воздух. С ними в живопись врываются новые сюжеты – семьи, гуляющие в Булонском лесу, красивые дамы в элегантных платьях, отдыхающие под зонтиком на живописном лугу, танцы на открытом воздухе.
Подобно импрессионистам, Кристиан Диор «впустил» на свои изящные коктейльные и вечерние платья цветочный декор совершенно нового «качества». Вместо статичных гирлянд и плоскостных цветочных композиций, они украшаются нежной и изящной отделкой, максимально передающей ощущение живых цветений.

Вышивка на этом платье выполнена знаменитым вышивальщиком Ребе (Rebe), с которым дизайнер часто сотрудничал. Нюансировка оттенков, филигранность исполнения «трехмерных» цветов и то, как они «рассыпаны» по ткани, делает наряд символичным изображением цветущего луга. Это платье – подлинное произведение искусства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Платье Iris Van Herpen

Платье haute couture из коллекции Iris Van Herpen осень-зима 2013-14. Силикон, хлопок.The Metropolitan Museum of Art, New York, Purchase, Friends of The Costume Institute Gifts, 2015 (2016.14)

На мой взгляд, голландский дизайнер Айрис ван Эрпен — одна из главных надежд современного haute couture». Все, что делает эта девушка, абсолютно инновационно. Футуристическая эстетика, необыкновенное мастерство в использовании самых прогрессивных технологий (прежде всего 3-D печати) и высочайшая художественная образность делают ее работы неповторимыми.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хочется подчеркнуть — подлинная инновационность применительно к моде предполагает формирование новых эстетических канонов посредством использования новых технологий и методов. Проще говоря, новым должно быть и «что», и «как». В случае Айрис ван Эрпен мы без преувеличения говорим о моде будущего.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свадебный ансамбль Chanel haute couture

Свадебный ансамбль (вид сзади) авторства Карла Лагерфельда для коллекции Chanel haute couture осень-зима 2014-15.Courtesy of CHANEL Patrimoine Collection. Photo © Nicholas Alan Cope

Карл Лагерфельд — дизайнер, который мастерски балансирует на грани классики и модернизма, роскоши и аскетичности, предсказуемости и эпатажности, высокого искусства и неприкрытой коммерциализированности.

Коллекция haute couture сезона осень-зима 2014, показ которой завершился «выходом» этого свадебного платья, является образцом того, как нужно сегодня работать с историческим костюмным материалом: лакончиный белый фон и простая скульптурная форма оттеняют массивную барочную отделку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Бейонсе в Givenchy Haute Couture

Beyonce на Met Gala 2016

Рикардо Тиши, креативный директор дома Givenchy — знаменитый эклектик от моды. В его фантазии художественные «цитаты» из готической эстетики легко уживаются с футуристическими темами, образами из комиксов и компьютерных игр.

Этот наряд из коллекции Givehcny Haute Couture – очередной пример удачного «гибрида» идей. Сочетание супер-современного материала (латекса пыльного розового оттенка) и «старинного» кроя (рукава и подол платья несут отпечаток средневекового костюма) позволило Бейонс «попасть в тему» бала, не пожертвовав женственностью и изяществом.

Шарлотта Казираги в Gucci

Шарлотта Казираги на Met Gala 2016

Радужное многоцветье и богемный романтизм, навеянный модой belle époque и стилем 1970-х, который не теряет своей актуальности. Это изысканное платье от Gucci с каскадом воланов – идеальное «обрамление» для аристократической красоты Шарлотты Казираги.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Николь Кидман в Alexander McQueen

Николь Кидман на Met Gala 2016
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этом винтажном наряде Alexander McQueen Николь Кидман похожа на сказочную волшебницу. Длинная накидка и тонкой работы отделка, напоминающая звездное небо, придают этому черному с серебром платью загадочный колорит. Декор этого ансамбля отсылает нас к украшенным «космическими» вышивками жакетам и платьям Эльзы Скиапарелли, вдохновленным искусством Сальвадора Дали, Мана Рэя и других представителей сюрреализма.

Зои Салдана в Dolce & Gabbana Alta Moda

Зои Салдана на Met Gala 2016

Украшенное многоцветными перьями вечернее платье Dolce & Gabbana Alta Moda, выбранное Зои Салдана, обладает абсолютно живописной красотой: издалека цветные перья на подоле напоминают «взрывы» краски на черном фоне. Подобные мелкие прерывистые цветовые мазки являются основой многих абстрактных полотен Пауля Клее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Алекса Чанг в Thakoon

Алекса Чанг на Met Gala 2016

Алекса Чанг вышла на красную дорожку в костюме с элементами пижамного стиля: расшитый крупными пайетками смокинг с запахом и укороченные брюки. Общая эстетика, ощущение удлиненности формы, андрогинность и одновременная хрупкость этого образа напоминают серию портретов молодых людей и девушек, выполненных Амедео Модильяни в 1920-х годах. Выбор Алексы интересен и тем, что it girl сделала ставку на творчество дизайнера более молодого поколения, не столь именитого, но с большим потенциалом – американца Такуна Паничгула из Thakoon.

Курс лекций Илектры Канестри «Отражения: искусство в моде XX-XXI вв.» пройдет в ММОМА на Тверском бульваре, 9 по средам и четвергам, начало в 19.30. Даты занятий: 12.05, 18.05, 19.05, 25.05, 26.05, 1.06, 2.06.