Милош Бикович: «Самая большая жертва во имя кино – потерянные время и отношения»
Слагаемые профессии каждый определяет для себя сам. Сербский актер Милош Бикович вывел собственную формулу: карьера в российском кинематографе, расставление правильных приоритетов, ответственность за своих экранных героев и неуемная жажда профессионального роста.
Вы всю жизнь мечтали стать актером или это произошло случайно?
Можно сказать, случайно, хотя в случайности я не верю. Когда мне было 13 лет, я узнал об актерской школе и стал морально готовиться к поступлению. Не считая детских работ, первую свою большую роль я получил в фильме сербского режиссера Драгана Бьелогрлича «Монтевидео: Божественное видение» (Montevideo, Bog te video!, 2010. – Прим. ред.). Лента рассказывает о профессиональной футбольной команде, и хотя я тогда активно занимался спортом, как раз к футболу не был готов. Помню, тренировки заняли почти полтора года.
На что вы потратили первый гонорар?
Вы не поверите, но я поступил эгоистично и купил себе часы. (Смеется.)
Правда, что вы не поверили, когда Никита Михалков пригласил вас сниматься в «Солнечном ударе»?
О да! Был 2011 год, мы летели со съемок в Тенерифе на ММКФ, где наш фильм «Монтевидео: Божественное видение» был номинирован на золотого «Святого Георгия». В один из дней наш режиссер собрал всю команду, человек сто, и сказал: «У меня отличные новости: Милош получил награду как лучший актер!» Все смотрят на меня, я на него... Три дня я жил в этом убеждении, а потом выяснилось, что это был розыгрыш. Слава богу, такого рода опыт с Драганом у нас уже был, поэтому я даже маме не сообщил об этом. Наш фильм в итоге отметили призом зрительских симпатий.
Ребята знали, что Никита Сергеевич мой любимый режиссер, поэтому постоянно шутили. У сербов есть такое – необъяснимая симпатия к России. Никто не знает, откуда эта любовь взялась, но мы чувствуем, что родные народы. И вот однажды мне позвонили. Это был сербский номер. «Здравствуйте, я ассистент Никиты Михалкова, – раздалось в трубке. – Мы приглашаем вас на кастинг на главную роль в новом фильме». Я ответил: «Ой ладно, передайте трубку Драгану». Наверняка на другом конце провода подумали, что я как минимум чокнутый. Когда я получил сценарий, стало ясно, что все по-настоящему.
Тяжело играть на русском языке?
Я, как говорится,расколол лед. В прошлом году вышла первая картина «Без границ» (режиссеры Карен Оганесян, Резо Гигинеишвили, Роман Прыгунов, 2015. – Прим. ред.), в которой я сам себя озвучивал и говорил на более-менее чистом русском. Вы знаете, актерство – это постоянная импровизация в конкретных условиях. И каждый раз этот момент неповторим. И когда вы делаете это на другом языке, кажется, что на вас как будто надета железная броня в 200 килограммов. А самое интересное начинается в кабинке звукорежиссера: я не чувствую разницу в произношении, а он понимает, ведь он носитель языка. Микрофон не прощает пробелов в акценте. Иногда мы повторяли одну фразу 20, 40, иногда и 100 раз.
С каким режиссером вы хотели бы поработать?
С Мартином Макдоной. Последний сделал культовый «Залечь на дно в Брюгге» (2007) с Колином Фарреллом и «Семь психопатов» (2012) – этот ему, конечно, не очень удался. Но у него есть замечательные пьесы, очень крутые диалоги, как у Тарантино, но философия жестче. У него есть особая пьеса The Pillowman (2011) – обязательно посмотрите.
А какую роль мечтаете исполнить?
Ричарда III и Яго. На мой взгляд, это очень глубокие персонажи. Сами посудите, герой говорит: «Я сейчас зайду туда, убью этого человека, а потом женюсь на его вдове». И потом это действительно делает! Интересен человек, который осознанно совершает такое зло, и то, как актер сможет его отстоять. Не с моральной точки зрения, а с точки зрения эмпатии. Понять его логику и донести до зрителя.
Что самое приятное и самое сложное в вашей работе?
Во-первых, путешествия и новые виды спорта. Например, сегодня я тренировался на коньках для съемок в фильме «Лед» (релиз в 2017 году. – Прим. ред.). Во-вторых, познание новых сфер жизни. В-третьих, это искусство. Ваш взгляд становится шире, вы видите ее по-другому. В-четвертых, вы каким-то образом влияете на людей. И это своего рода ответственность. Я, например, не могу пройтись просто так в Сербии – меня останавливают, просят сделать селфи. И я не имею права отказываться. Я не имею права портить впечатления людей, которые они получили от просмотра фильма. Они любят не меня, они любят моего героя на экране. Того Милоша. А не этого, у которого не оплачена парковка или просто плохой день.
Есть ли актер, который вас вдохновляет?
Уважаю Марлона Брандо, Никиту Михалкова, Иннокентия Смоктуновского. Еще есть такой сербский актер Александр Берчек – он снимался в фильме «Завет» (2007) Эмира Кустурицы. Россия вообще имеет невероятных актеров и качественную школу. Именно русские придумали современную актерскую школу. То, чем пользуется Голливуд и весь мир. Я очень благодарен, что могу работать в этой стране. Я у самого источника. А вообще подражать никому не хочу, хочу построить свой путь и собственный стиль сам.
Самая большая жертва во имя профессии?
Потерянные время и человеческие отношения. Люди, которые могли получить мое внимание, но не получили. Я не очень приветствую «синтетическое» общение при помощи смартфона – чаты и мессенджеры – живой контакт для меня намного важнее.
Но, к сожалению, то есть к счастью, у меня много работы, и, чтобы сэкономить время, я пользуюсь хитростями 21ого века. Сейчас очень удобно общаться со своими родными, находясь в любой точке мира. Моя Microsoft Lumia практически компьютер. Она помогает мне общаться с большим количеством людей и организовывать мой график. В ней очень удобный интерфейс, возможность разблокировать аппарат одним взглядом и качественная камера, которая буквально спасает, когда говорю с родными по Skype.
На что бы вы никогда не пошли ради роли?
Я не люблю темы, ориентированные на достижение политических целей. Или, например, жанр ужасов.
Над чем вы сейчас работаете?
Рабочее название ленты – «За гранью» (режиссер Александр Богуславский, релиз в 2016 году. – Прим. ред.). Я играю афериста, который вместе со своей командой пытается обыграть казино.
Сербский зритель отличается от российского?
Да, не понимает по-русски!