Луч света
Ман Рэй – одна из ключевых фигур американского и европейского авангарда. Под впечатлением от первой ярмарки Armory Show (1913), где галереи из Европы представили самое передовое на тот момент искусство Старого света, попробовал себя в кубистической живописи, но вскоре под влиянием Марселя Дюшана стал дадаистом и фотографом. Его первый автопортрет (1916) представлял собой ассамбляж: на месте рта – кнопка дверного звонка, вместо глаз – его металлические чаши, нос – отпечаток ладони, все это – на фоне геометрической абстракции. Эксперименты с техниками фотографирования и печати станут для Мана Рэя своего рода визитной карточкой в Париже, куда он перебрался в 1921 году, а фотопортрет – его основным жанром.
Ману Рэю позировали художники Монпарнаса, театральные деятели, писатели, среди них – ключевые фигуры искусства ХХ века, такие как Жан Кокто, Джеймс Джойс, Антонен Арто, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Мерет Оппенгейм, Поль Элюар, Коко Шанель, Пегги Гуггенхайм, маркиза Казати , а одной из главных моделей была фотограф и его любовница Ли Миллер. Это не просто портреты, а смелые эксперименты с техниками фотографии и печати, сюрреалистические шедевры, усливающие искусственную, а вовсе не документальную природу фотографии. Портрету он отдавал предпочтение и вернувшись в США. Ман Рэй много сотрудничал с журналами об искусстве и моде, прежде всего – с американским The Symbol.
На выставке в Москве – более 100 портретов из Национальной портретной галереи Лондона: по их героям можно проследить историю культуры ХХ века, а благодаря тому, как они исполнены, почувствовать преображающую мощь авангардного искусства.