Энциклопедия чувств на Lexus Hybrid Art
На две с половиной недели – с 22 июля до 2 августа – Театр «Россия» превратился в грандиозное выставочное пространство. Грандиозное потому, что задействует не фойе или сцену, как можно было бы подумать, а всю площадку, забираясь даже за кулисы, где создана необходимая для «видео-иконы» Билла Виолы тишина и выстроен ряд таинственных комнат. Или на балкон, где обычно сидит публика, а сегодня возведена спасательная вышка Гэри Хилла, превращающая его в необитаемый пляж. Поднявшись на установленную художником конструкцию, можно наблюдать, как гости входят в лабиринт «Примерочные» Леандро Эрлиха, расположенный в центре зрительного зала, или пытаются отстоять очередь в наглухо закрытые комнаты, установленные по его бокам. Там, за блестящими шатрами, их ждут перформансы «Выбор» Лауры Лима и «Замкнутое измерение» Лукаса Симоеса, постичь суть которых можно лишь оказавшись внутри.
Красный бархатный занавес посередине сильнее всех обогащает твинпиксовскую атмосферу Lexus Hybrid Art: кажется, что, зайдя за него, попадешь в небезызвестную комнату из сериала. Можно попробовать сделать это через «Дверь» Вадима Фишкина, хлопающую у нас на глазах и стирающую грань между реальным и ирреальным. Или подняться на сцену привычным путем и попасть в зал с восхитительной работой Хулио Ле Парка, преодолевающей статичность традиционной скульптуры. Она была создана в далекие шестидесятые, когда кинетическое искусство переживало расцвет, и теперь вновь воспроизведена из простейших материалов – зеркал из нержавеющей стали, нейлоновых нитей и пары прожекторов.
Не удивляйтесь, услышав за спиной шепот: «Вы в центре работы», пока будете ее рассматривать. Во всех залах на сцене присутствуют портье, чей облик роднит выставку не только с фильмами Дэвида Линча, но и с картинами Уэса Андерсона. Они следят за коридором и зрителями в слегка сумасшедшей, свойственной его персонажам манере и едва слышно сообщают вам важные сведения. За кулисами театра начинается самое интересное: зрители попадают к важным арт-объектам, которые дарят переворот сознания, чувство изумления и отвлекают от реальности.
Главный хедлайнер выставки Lexus Hybrid Art – Билл Виола, чья работа впервые представлена в Москве. Анонсируя его ретроспективу в ГМИИ им. А.С. Пушкина, которая назначена на 2017 год, организаторы показали работу «Три женщины» сначала в отеле «Метрополь» (узкому кругу приближенных к музею лиц), а теперь включили ее в экспозицию. Посвятить видеоинсталляции Виолы необходимо ровно девять минут: этот сеанс в «мистическом кинотеатре», как называет автор экспозиции Катя Бочавар площадку бывшего «Пушкинского», потребует от зрителя полного сосредоточения. Приготовившись к тому, что Билл Виола – практически иконописец XXI века, просто использующий в своей работе другие методы, принять легкое оцепенение и молчаливое созерцание, царящие в зале, становится легче. После него готовьтесь изумиться в темной комнате Леандро Эрлиха, который вновь сыграет с вашими эмоциями неплохую шутку. Дэвид Биркин же с перформансом «Пыль снегов» сможет вас удивить: возьмите в руки лист бумаги и ответьте на заданный им вопрос, который в первый момент вводит в ступор, а после достигает глубин души. Получить подлинное удовольствие от этой работы, а также от десятка других экспонатов выставки можно, если рассматривать ее как парк арт-аттракционов – художники приглашают зрителя сыграть в придуманную ими игру, увлекающую и впечатляющую независимо от знаний в области современного искусства. Сделать это можно до 2 августа.