«Кто боится Вирджинии Вульф?»
Одну из, бесспорно, лучших пьес бурного двадцатого столетия написал американец Эдвард Олби. В России она стала известной в переводе Натальи Волжиной. Новое прочтение произведения – дело рук режиссера Владимира Панкова, который решил подчинить текст музыке и тем самым создать специфическое пространство для актерской игры. Каждый диалог превращается в настоящую словесную схватку. Камерная история двух семейных пар в одночасье становится ночным кошмаром, в котором смешались признания и обвинения. Герои сами себя загоняют в ловушку. А стены продолжают сдвигаться, сводя на нет возможность спасения.
Владимира Панкова, получившего в этом году «Золотую маску» за постановку «Машина» в «Гоголь-центре», отличает особый подход к работе над спектаклями. Они создаются в репетициях, а каждый участник становится соавтором. Более десяти лет назад он учредил студию SounDrama, которая развивает одноименный жанр – не драматический спектакль в чистом виде, не мюзикл, а соединение в себе всех видов театральных направлений. Саундрама «Кто боится Вирджинии Вульф?», как и другие работы режиссера, требует от актеров четкой ансамблевой игры: она представляет собой многослойное произведение, в котором все артисты играют на музыкальных инструментах и поют. Диалоги Эдварда Олби преобразовал композитор Артем Ким. Теперь эти песни-зонги напоминают эстетику театра Бертольта Брехта. «Это очень зрелищный спектакль, оторваться невозможно. В нем все постоянно находится в движении. То, как одна сцена перетекает в другую, завораживает, – делится своими впечатлениями Артем Ким. – Постоянно возникают неожиданные метафоры, новые смыслы, слои в сюжете, конфликты, которые порождают энергию».
В профессиональную команду, работавшую над спектаклем, также вошел сценограф Максим Обрезков, который уже почти пятнадцать лет является главным художником Государственного академического театра имени Вахтангова и с 2003 году параллельно оформляет все спектакли студии SounDrama. В антураже, который он создал на сцене театра «Содружество актеров Таганки», пьеса Олби становится еще понятнее и ближе. Главные роли в саундраме исполняют Елена Яковлева и Михаил Трухин.
«История о том, как любовь может калечить, – определяет суть спектакля Владимир Панков. – Если любовь очень сильная, то на ее оборотной стороне мы получаем людей, вывернутых наизнанку. На обратной стороне любви – смерть. Мне интересна та зона, которая проходит между смехом и плачем человека. Ведь по сути это одно и то же, звук-то один и тот же, и мы легко можем спутать одно с другим».