Константин Хабенский, Ингеборга Дапкунайте и Анна Михалкова о «БеспринцЫпных чтениях»
Казалось бы, светскую Москву уже ничем не удивить. Но «БеспринцЫпным чтениям» это удалось: теперь рассказы молодых писателей завороженно слушают даже те, кто раньше не представлял себе удачного вечера без зажигательных танцев с бокалом в руке. «Блистательно написанные, грустные и смешные», – отзывается об этих историях Ольга Свиблова. «Вы никогда не угадаете, куда он развернет сюжет, каким лихим, непредсказуемым поворотом воспользуется», – говорит филолог Андрей Аствацатуров об идеологе «БеспринцЫпных чтений» Александре Цыпкине. Помимо него костяк проекта составляют писатели Александр Снегирев и Александр Маленков и продюсер Настя Приц. За последние два года они провели больше ста чтений в самых разных залах, городах и даже странах – от «Гоголь-центра» до Бродвея. 25 июля в саду «Эрмитаж» уже в третий раз состоится одноименный фестиваль, на котором можно будет услышать рассказы в исполнении Константина Хабенского и Катерины Шпицы. Им и другим участникам проекта мы и решили предоставить слово.
Катерина Шпица
Люблю наш «беспринцЫпный» проект за то, что он принципиально работает со словом. Ему сейчас уделяют совсем мало времени, а зря. По мне, так хорошо сказанное слово структурирует мозг, кристаллизует смысл и вообще способно объединить родных по духу людей. А еще прелесть проекта в том, что у нас очень разные авторы со своим стилем изложения, но всех объединяет чуткость к окружающему миру, к людям, к их чувствам и любовь к слушателям. Лично я балдею от микса классного юмора, зоркого, острого взгляда на действительность и лирики. Мы не ударяемся ни в цинизм, ни в крайний нормативизм, поэтому у нас, в общем-то, все как в жизни.
Ингеборга Дапкунайте
Мне интересна коммуникация с залом, прямой контакт, который происходит именно на чтениях. Этот жанр ближе к стендапу, чем к театру, поэтому важно, что мы читаем не только комедийные, но и драматические произведения, главное – всегда короткие или ультракороткие. «БеспринцЫпные чтения» – это новый отблеск сетевой литературы, ставшей уже явлением литературы в целом.
Анна Ксенз
Вечером трудного дня взрослые люди удобно устраиваются в кресле и слушают умные, смешные до слез, а иногда грустные сказки о любви, отношениях, сексе и жизни – разве такое может кому-то не понравиться? Ты снова ребенок, сидишь, слушаешь, что тебе рассказывают со сцены, – и веришь. И я верю! Что касается чисто профессиональной истории, то тут мне как дизайнеру (Анна – автор иллюстрации к фестивалю. – Прим. HB) просто очень повезло. Очень. Редко появляется возможность участвовать в чем-то абсолютно новом и придумывать с нуля. Чтения – это не театр, не кино, не чистая литература. И то, что делаю я, не афиша спектакля, не кинопостер, не обложка для книги. Есть свобода, за что огромное спасибо Саше и Насте, и возможность забить на правила и законы. Конечно, в рамках разумного, чтобы не отпугнуть потенциальных зрителей.
Дмитрий Чеботарев
Значение классиков никто не отменяет. Но нужно жить здесь и сейчас – а следовательно, читать, слышать, понимать современную литературу, потому что в ней действительно есть бриллианты. Я рад, что «БеспринцЫпные чтения» отвечают современному темпу жизни, особенно московской: когда у людей не хватает времени, чтобы не отрываясь прочитать книгу, но они могут прийти и несколько часов посвятить прослушиванию рассказов, каждый из которых уникален, интересен и самодостаточен. И, что самое важное, они находятся не в конфликте друг с другом, а в конструктивном диалоге. А еще для меня как для актера важно, что это отсылка к традициям классической эстрады, возвращение художественно звучащего слова на сцену. И прекрасно, что все основывается на литературе наших современников, которые говорят на понятном нам языке и на очень важные темы. Я считаю, что все это, мать его, очень круто, амбициозно, своевременно и актуально.
Настя Приц
Когда мы только начинали, никто не знал, что из этого получится. А сегодня смело можем заявить, что вернули моду на чтения и тем самым, по сути, приняли активное участие в развитии и становлении новой российской литературы. Ведь задача автора — не только осмыслить современность и описать ее настоящую, без купюр и обид, а найти способ донести свое слово до максимального количества людей. И еще важный момент: это невероятный труд – доказывать, что в мире картинок у слова есть мощь. Но у нас, по-моему, получается. Хотя картинкам мы тоже уделяем большое внимание. Нам повезло прежде всего с талантливыми людьми, которые нас поддерживают. Все состоялось, и я уверена, что дальше наш проект станет платформой для молодых авторов. Не могу заглянуть далеко в будущее, но мне однозначно нравится настоящее, в котором писатели становятся буквально рок-звездами.
Фото: ТИМОФЕЙ КОЛЕСНИКОВ