Канны-2017: почему «Счастливый конец» Михаэля Ханеке не получит «Золотую пальмовую ветвь»
Среди участников конкурсной программы Каннского кинофестиваля — 2017 — новый фильм Михаэля Ханеке «Счастливый конец» с Изабель Юппер в главной роли. Татьяна Розенштайн рассказывает, что нужно знать о новой картине и почему она вряд ли принесет Ханеке награду.
Двойному обладателю «Золотой пальмовой ветви» (за «Белую ленту» в 2009 году и за «Любовь» в 2012-м) Михаэлю Ханеке в этом году пророчили его третью награду. Но картина «Счастливый конец» ожиданий не оправдала. Не то чтобы она оказалась совсем провальной. Скажем так: многим зрителям на показе удалось хорошо выспаться.
Неторопливо, с расстановкой пожилой маэстро создает портрет буржуазной семьи. Немного в стиле «Истории семьи Майровиц» Ноа Баумбака, которую показали в тот же день. Только герои Баумбака полны жизни. Чего стоит склонный к черному юмору глава семейства (нью-йоркский скульптор в исполнении Дастина Хоффмана) и его постоянно воюющие друг с другом сыновья (Бен Стиллер и Адам Сэндлер) от разных жен. Одно удовольствие наблюдать за их разборками и примирением. У Ханеке в семействе Лоран все по-другому. Там тоже есть глава семейства — вредный старикашка Жорж (Жан-Луи Трентиньян), который пытается безуспешно наложить на себя руки. Он необаятелен и высокомерен. Его хладнокровная дочь Анна (Изабель Юппер), эдакая «железная леди», кажется, способна лишь раздавать команды направо и налево. Ее бунтующий сын за пределами дома охотно пускается во все тяжкие. Чтобы отомстить мамаше, в день ее помолвки с новым бойфрендом он приводит на праздник своих африканских дружков из местной диаспоры. Брат Анны Томас любит всех (своих жен, детей) и никого в особенности. Едва новая жена родила ему младенца, а папаша уже снова скучает по ребенку от первого брака.
Некоторые сцены картины показаны в съемке на смартфон — 12-летняя девчонка спокойно снимает на камеру важные моменты из жизни окружающих. Например, как травится мать, как пытается уйти из жизни дед или протягивает лапы ее хорек, которого она сама же и отравила. Ее жестокость не является односторонней. Проведя эксперименты над другими, в один прекрасный день она равнодушно пытается отправить на тот свет и себя.
Ханеке признается, что современные тенденции времени не чужды и ему. Поэтому сначала он хотел снять фильм про интернет. Потом решил добавить к этой теме историю одной снобистской буржуазной семьи. Когда в Европе начали бурно обсуждать проблемы с беженцами, режиссер подумал: почему бы и данную тему не добавить в повествование. Получился фильм о многом и ни о чем. Может ли подобная картина вдохновить президента международного жюри Педро Альмодовара, предугадать сложно. Не исключено, что традиционные методы съемки, ныне немодное неторопливое повествование и отсутствие законченного действия вызовут сочувствие у испанского маэстро и его команды. У продюсеров картины Ханеке на этот счет иллюзий нет. Cвое отношение к картине они выразили в частной беседе двумя предложениями: «Наш фильм как ребенок. Мы его произвели на свет, дальше пусть он учится ходить самостоятельно».